Big data, интернет вещей, роботизация — тренды завтрашнего дня в страховании
Страхование часто ассоциируется с чем-то сложным и забюрократизированным. Первые ассоциации клиентов — длинные тексты договоров, обширный список документов, долгое ожидание решений. Но современные технологии радикально меняют облик страхования. На смену сложным продуктам приходят простые и понятные, смартфон вытесняет фолианты договоров. Заявить об убытке и обсудить его со страховой компанией становится не сложнее, чем написать пост в Facebook.
Big data и возможные риски
Не так давно в мире появился абсолютно новый вид страхования — параметрическое страхование. В Украине оно еще мало известно, но в ближайшем будущем ситуация поменяется. Это вид страхования на случай наступления определенных событий, которые не обязательно влекут за собой прямой убыток, но создают риск его наступления.
Например, страхование ухудшения погодных условий, которые могут привести к снижению урожая. Или такая экзотика, как снижение продаж у производителей мороженого или уменьшение количества посетителей в парке отдыха в случае холодного и дождливого лета. Рассматривая перспективные направления для параметрического страхования, можно сказать, что потенциал почти безграничен: он применим для любого бизнеса, который зависит от параметров, которые могут быть изучены и спрогнозированы.
Как это работает: используется огромный массив данных, те самые "big data", с помощью которых анализируется вероятность возникновения тех или иных факторов. Затем эти факторы применяются к рискам конкретного клиента в зависимости от его локации, вида деятельности и т.д. Производится анализ нормальной ситуации, и прогнозируется вероятность наступления аномальной. И это не фантастика, это уже реально работает в Европе и США.
Pay how you drive — плати, как ты водишь
Этот вид страхования уже активно развивается и в нашей стране. Стоимость страхования автомобиля зависит от того, как водит машину сам клиент. Более аккуратные и спокойные водители могут платить меньше.
Работает это так: система при помощи устройства, подключаемого к OBD порту автомобиля, а также оснащенного гиродатчиком и GPS, собирает информацию о разных параметрах (скоростной режим, маневрирование, торможение, интенсивность использования автомобиля и так далее), оценивая характер вождения. Затем устройство передает информацию на сервер, который рассчитывает скоринг водителя, влияющий, в свою очередь, на оценку степени риска данного конкретного клиента и размер его скидки по КАСКО.
Дополнительно к этому появляются возможности развития проактивного урегулирования — система в будущем сможет сигнализировать страховой компании, полиции или экстренным службам, если что-то произошло с автомобилем или водителем, и необходимо на это реагировать.
Превентивные сервисы
Активно развиваются сервисы, направленные на предотвращение убытков, то есть на недопущение страхового случая. Например, крупная страховая компания в Мексике успешно внедрила сервис для минимизации ущерба своих клиентов от стихийных бедствий. С помощью данных ИТ-систем чрезвычайных служб, анализа метеоданных, а также используя данные о местонахождении, компания определяет клиентов, которые с большой вероятностью могут быть подвержены неблагоприятным погодным условиям или оказаться в зоне стихийного бедствия, отправляет им уведомления об этом, рекомендации, при необходимости предоставляет помощь.
Актуальны и сервисы своевременного выявления мошенничества. В частности, анализ информации из разных источников, включая поведение клиента, его историю, его связи, включая даже анализ профиля и активности в социальных сетях, позволяет выявлять подозрительные случаи для последующего анализа человеком. Такие системы, конечно, не могут самостоятельно проводить расследования и общаться с людьми, но, по крайней мере, сделать черновую работу по потенциальному анализу случаев мошенничества уже могут, и это используется страховыми компаниями.
Роботизация, IoT
Роботизация — еще одна реальность сегодняшнего дня. Те же чат-боты, хотя это самая простая технология. С помощью чатов собираются данные, изучаются потребности клиентов. Со временем технологии будут только совершенствоваться, чат–боты будут создаваться, четко основываясь на потребностях и поведении клиентов.
Актуальной становится алгоритмизация принятия решений.
80% убытков просты и не требуют вмешательства человека. Например, в таком продукте, как страхование от задержки рейса, клиент может получить деньги на карту в течение 15 минут после того, как авиакомпания объявила о задержке рейса.
IoT, или "интернет вещей", также успешно внедряется в страховании — системы безопасности реально способны вызвать экстренные службы и взаимодействовать с системами страховых компаний. То есть пожар, потоп, проникновение в помещение — все риски могут быть предотвращены, а значит, убытки минимизированы.