Владимир Путин подписал указ, утверждающий новую доктрину энергетической безопасности РФ
Глава РФ 13 мая подписал указ об утверждении новой доктрины энергетической безопасности Российской Федерации. Соответственно, правовой документ, утверждённый в 2012 году, утратил силу.
Многостраничный документ освещает вызовы и угрозы в отрасли энергетической безопасности, цели, принципы, основные векторы, а также задачи по её достижению.
Внешние и внутренние угрозы
Энергетическая безопасность — это защищённость экономики и народонаселения от угроз национальной безопасности в сфере энергетики совместно с исполнением обязательных условий по предоставлению жителям страны энерго- и топливных ресурсов с исполнением экспортных договорённостей.
Главными внешними угрозами доктрина называет:
- уменьшение классических российских внешних энергорынков;
- негативная политика по отношению к российским топливно-энергетическим организациям в следствии преобразования международного нормативно-правового регулирования, в том числе под предлогом осуществления климатической и экологической политики;
- неправомерное присвоение поставляемых страной энергоресурсов во время транзита через другие страны;
- ограничения, связанные с санкционными запретами.
РФ подчёркивает нецелесообразность изучения проблем изменения климата и экологической безопасности с субъективной позиции и притеснения интересов государств, производящих энергетические ресурсы, поддерживая при этом международные усилия по противоборству климатическим трансформациям.
В свою очередь, к внешним рискам относятся несвоевременный отклик российских компаний на изменения и направления в мировой энергетике, их неподготовленность в случае возникновения военно-политических угроз, неразвитость механизмов по устранению притеснения российских предприятий и следование ошибочным инвестиционным стратегиям.
К внутренним угрозам, отражённым в документе относятся:
- расхождение в способностях ТЭК с потребностями развития РФ (излишки либо недостатки мощностей, инфраструктуры и др.);
- дефицит специализированного персонала, коррупция и не исполнение трудовых обязательств;
- модернизация систем государственного регулирования, создание устойчивости налогообложения, долговременный контроль тарифных ставок на продукцию ТЭК, создание здоровой конкуренции и устранение разнообразных правонарушений в отношении российских предприятий и трубопроводов;
- рост внутреннего рынка сжиженного природного газа, большая интеграция со странами ЕАЭС и СНГ и углубленное партнёрство с другими международными объединениями — странами БРИКС, ШОС, ФСЭГ и ОПЕК;
- низкое качество минерально-сырьевой основы и истощение полезных ископаемых.
К внутренним рискам доктрина причисляет и «чрезмерную финансовую нагрузку» в связи с повышением налоговых ставок, таможенных сборов и иных платежей, плохой производительностью мер по содействию ТЭК, завышенными требованиями экологической безопасности, беспричинной монополизацией и неравным соперничеством среди ТЭК. Помимо вышеперечисленного, ещё и медленное реагирование образовательных компаний на происходящие изменения в мире.
Приоритетные работы, направленные на обеспечение энергетической безопасности в России, определённые документом, заключаются в следующем:
- поддержание оптимальной ступени энерго- и топливных ресурсов в госрезерве, развитие распределённых энергоисточников и снижение негативного влияния работы компаний на окружающую среду; развитие инфраструктуры и объектов ТЭК в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, Северном Кавказе, в Арктической зоне России, в Крыму и Калининградской областях.
- поддержка и стимуляция российской промышленности в сфере электротехники, энергомашиностроения и приборостроения.
Распоряжение вступило в силу с дня подписания.
Подробнее о законопроекте.