Винни-Пуха и все-все-все: о семейном фильме "Кристофер Робин"
Картина студии Walt Disney, которая до этого занималась созданием анимационных фильмов по мотивам детских произведений Алана Милна, в полной мере использует опробованный потенциал очарования плюшевого медвежонка и его друзей из Чудесного леса, представляя их в "ожившей" форме — рядом с людьми и, в определенной степени, лучше людей.
Трансформация двумерных рисованных персонажей в полноценных действующих лиц представлена на экране без заминки — уже в дебюте картины. Режиссер Марк Форстер решает его, как всамделишную литературную историю — с главами, названия которых озвучивают с экрана, и перелистываемыми книжными страницами, иллюстрированными "каноническими" приключениями Винни-Пуха.
Юный Кристофер Робин прощается со своими игрушечными друзьями, уезжая в школу для мальчиков. Он обещает Винни-Пуху, что будет помнить о нем, но постепенно теряет детские воспоминания и мечты, стремительно взрослея — благодаря строгости школьного воспитания, семейным драмам, ужасам Второй мировой войны, в которой принимает участие, и дальнейшим заботам профессиональной жизни.
Кристофер Робин (Юэн Макгрегор) занимается процессами оптимизации в компании по производству чемоданов, которая переживает непростые временами. В пятницу его начальник требует, чтобы к понедельнику он придумал способ сократить затраты на 20%. Герой, погружаясь в расчеты, вынужден остаться дома, вместо того, чтобы проводить в деревне выходные с дочерью, которая в скором времени должна уехать в школу-пансион.
Именно в этот момент в жизни Кристофера Робина чудесным образом вновь появляется Винни-Пух, оттеняя профессиональные заботы новыми, экзистенциально намного более значимыми. Вместе с плюшевым медвежонком герой возвращается в Чудесный лес, чтобы отыскать остальных его обитателей, и вновь переживает приключения, созданные Аланом Милном, оказываясь теперь — вместо Винни-Пуха — в их эпицентре.
Философское напряжение истории рождается благодаря проверке на прочность двух утверждений. "Взрослого" тезиса "Из ничего не возникает ничего", которое унылый Кристофер Робин заученно повторяет за своим начальством, призывающим его работать, не продыхая, и тезиса "Из ничего может возникнуть что-то прекрасное", которое размеренно произносит Винни-Пух, повторяя слова самого Кристофера Робина, сказанные им в детстве.
Вместе с тем, противопоставляя сухое производственное планирование радостям сегодняшнего дня, который, по словам великого плюшевого мыслителя, является его "самым любимым днем", авторы ленты не поют гимн праздности и безделью. Скорее, утверждают необходимость четко осознавать и следовать жизненным приоритетам, среди которых для Кристофера Робина семья оказывается на первом месте.
К слову, именно осознание этих приоритетов позволяет герою прийти к чудесному решению производственных невзгод компании. В определенном смысле, предложенный им план рьяные последователи неомарксизма могут расценить, как эксплуатацию досуга граждан для увеличения продаж, но, как свидетельствует музыкальный номер в стиле ретро, сопровождающий финальные титры картины, "эксплуатируемые" вполне довольны тем счастливым итогом, который они — при непосредственном участии Кристофера Робина и его плюшевого медвежонка — обрели.
Упоминание о счастливом финале фильма, который только-только выходит на экраны, не должно смущать — оно не уничтожает интригу и нисколько не вредит просмотру. Не смотря на определенное драматическое напряжение, умело поддерживаемое и даже постепенно усиливаемое авторами, лента пропитана светлым предвосхищением, по сути, безальтернативного, чуда. Формированию этого чувства способствуют и располагающие к себе игрушечные анимационные персонажи (это само собой), и действующие лица второго плана, решенные зачастую комически гротескно.
И те, и другие выглядят достаточно одномерно. Многогранно предстает перед зрителями лишь образ Кристофера Робина в удачном исполнении Юэна Макгрегора. Актер не прибегает к карикатуре, успешно передавая и тяжесть ответственного труда менеджера, и детскую широкоглазую открытость. А главное — демонстрируя на экране процесс духовной трансформации, позволяющий герою гармонично соединить обе ипостаси.
Поскольку в центре внимания оказывается именно Кристофер Робин, фильм, созданный для семейного просмотра, начинает дрейфовать во "взрослую" сторону, ориентируясь не так на детей, как на их родителей. Но этот крен отчасти компенсируют безупречно анимированные сцены с участием Винни-Пуха и компании его игрушечных друзей — особенно, депрессивного ослика Иа-Иа, невротичного Пятачка и маниакального Тигры. Их действия вызывают взрывы радостного смеха у всех без исключения зрителей.