Вагоны и боты: "Укрзализныця" выбрала первые стартапы для госсектора

28.06.2019 18:16

Вагоны и боты: "Укрзализныця" выбрала первые стартапы для госсектора

Future of Mobility Lab. UZ Edition — это первая в Украине инкубационная программа для стартапов, которые хотят сотрудничать с госсектором. Акселератор запустила "Укрзализныця" совместно с 1991 Open Data Incubator, а поддержали проект Министерство экономического развития и торговли и Офис национального инвестиционного совета.

Более 60 проектов претендовали на участие в программе. Из них экспертное жюри отобрало 20 команд-полуфиналистов, которые представили свои проекты на финальных питчингах. В результате 10 лучших идей будут работать с менторами УЗ и 1991 Open Data Incubator в рамках трехмесячной инкубационной программы.

Вагоны и боты: "Укрзализныця" выбрала первые стартапы для госсектора

Кто будет участвовать?

UZ Air Guard — система мониторинга объектов инфраструктуры УЗ с помощью беспилотных технологий. Команда предлагает инспектировать ж/д ветки, мосты и состояние вагонов после выгрузки. По словам разработчиков, использование беспилотников для наблюдения позволит снизить кражи имущества УЗ на 40%.

Digital Pass Dep — основанная на искусственном интеллекте система принятия решений в сфере организации ж/д перевозок. Разработчики предлагают оптимизировать распределение билетов для получения максимальной прибыли, а также просчитывать наиболее перспективные направления перевозок с помощью математических моделей.

FoodWay — решение, которое даст возможность пассажирам УЗ заказывать еду в дорогу через специальное приложение. Еда будет доставляться в вагоны из специальных хабов, расположенных по пути следования поезда. Идея принадлежит стартапу Dots, который реализовал подобный сервис доставки Mister.Am, работающий в 13 городах Украины.

Trainy — чат-бот, который оптимизирует работу службы поддержки УЗ, автоматизируя максимальное количество процессов. Команда также предлагает УЗ расширять спектр услуг, которые могут предоставляться через чат-бот — например, продажа билетов и клиентский сервис.

Наудит — система проведения аудита объектов повышенной опасности на ж/д — цистерн, рельс и других объектов, сделанных из металла. Сегодня весь аудит проходит вручную и на бумаге — это долго и затратно. Команда предлагает оцифровать все эти данные и полностью автоматизировать процесс проверки.

Business Logic — система, которая создает цифровые копии реальных бизнес-процессов и объектов. Все операционные процессы, а также локомотивы, станции и даже клиенты переносятся в виртуальную среду, где моделируются разные ситуации и разрабатываются самые оптимальные стратегии для каждой из ситуаций. Для создания цифровых копий используются большие массивы данных и модели deep learning (глубинного машинного обучения).

Prome Train — решение на базе технологии blockchain для создания закрытой цепочки поставки грузов, которое сводит к минимуму риск мошенничества. Команда предлагает наносить на все грузы датчики, которые позволят отслеживать весь путь груза в единой системе.

Spinfuel — веб-ориентированное программное обеспечение, которое создает закрытую цепь автоматической выдачи топлива, в которой минимизирован человеческий фактор. Планируется установить датчики для отслеживания уровня топлива на тепловозах и резервуарах заправочных станций. Топливо водителям тепловозов будет выдаваться только по специальной карточке, что поможет избежать незаконного слива топлива.

По подсчетам разработчиков, это решение поможет сэкономить до $60 млн уже в первый год использования.

UZ Migration — решение на базе искусственного интеллекта, машинного обучения и больших данных УЗ, с помощью которого можно будет точно оценить объемы трудовой миграции. По словам авторов идеи, местные органы власти заинтересованы в построении математических моделей, которые будут прогнозировать потоки трудовой миграции и развитие человеческого капитала в регионах.

З потягу додому — платформа, которая в режиме реального времени "мэтчит" (связывает) между собой пассажиров, которым нужно добраться с вокзала домой или наоборот, с людьми, которые едут по тому же маршруту и не против взять попутчиков. Это решение — своеобразный BlaBlaCar для пассажиров УЗ. Проект планирует брать 8% комиссии с каждой поездки. Кроме того, разработчики предлагают подобное решение и для сотрудников УЗ, которые могут с помощью платформы совместно добираться на работу.

Как будет проходить акселерация?

Трехмесячная инкубационная программа будет состоять из трех типов активностей — общие лекции, менторские сессии тет-а-тет (ментор работает индивидуально с командой) и интеграция с внутренними системами УЗ.

Менторы 1991 Open Data Incubator и УЗ помогут стартапам интегрироваться в госкомпанию и найти пути сотрудничества. У каждой из организаций-инициаторов проекта есть свои задачи:

  • "Укрзализныця" предоставит менторов, которые помогут командам понять специфику бизнес-процессов и возможности применения решений, предложенных стартапами. Кроме того, госкомпания предоставит доступ к своим данным и технической базе
  • 1991 Open Data Incubator предоставит все необходимые ресурсы для того, чтобы стартапы могли в комфортных условиях разрабатывать идеи — офис, менторскую поддержку, налаживание связей команд с венчурными инвесторами и донорами.
  • Предполагается, что Министерство экономического развития и торговли задокументирует методологию сотрудничества стартапов и госпредприятия, чтобы в будущем ее можно было использовать для подобных проектов уже на государственном уровне
  • Офис национального инвестиционного совета обеспечит узнаваемость стартапов среди профильных инвесторов

Что дальше?

По результатам инкубационной программы УЗ отберет наиболее перспективные проекты. Существует несколько вариантов дальнейшего сотрудничества госпредприятия и команд. Первый — "Укрзализныця" берет команду проекта на работу в компанию, где для нее создается отдельное подразделение, второй — создается ТОВ, в рамках которого стартап заключает долгосрочный контракт с госпредприятием. По словам представителей УЗ, в компании есть практика выделения финансирования под конкретные решения на особых условиях.

Первоочередные права на использование всех решений, попавших в инкубатор, имеет УЗ.

Зачем это нужно?

Это пилотная программа в сфере реформы государственных предприятий, главная цель которой — наладить их сотрудничество со стартапами для создания актуальных государственных услуг и диджитализации внутренних систем в государстве.

"Мы называем проект лабораторией, потому что это гибрид инкубатора в классическом понимании и методов дизайн-мышления. Специфика УЗ требует именно такого подхода. Это госпредприятие, которое существует давно, и любые инновационные решения должны быть максимально адаптированы именно под него и интегрированы с его внутренними информационными системами" — комментирует основатель 1991 Open Data Incubator Денис Гурский.

Методология работы УЗ и стартапов в рамках инкубатора будет задокументирована и взята за основу для постановления Кабмина, чтобы другие украинские госкомпании могли работать со стартапами по налаженному алгоритму.

Источник

Читайте также