Святой Николай, помогай! О детской сказке "Только чудо"
Голландские Карпаты
Действие ленты Елены Каретник происходит в вымышленном сказочном мире, который декорациями и костюмами (последние создала Айна Гассе) напоминает голландскую живопись XVII века, а пейзажами — украинские Карпаты (натурные съемки проходили в Буковеле).
Размышлять над этим живописным конфликтом национального и европейского смыслов, впрочем, нет времени, поскольку история, подстегиваемая закадровым рассказом, который ведется "бабушкиным" голосом, стартует с места в карьер.
Внезапно теплый летний день, наполненный семейными радостями, жителям города Николас омрачает стремительный приход глобального похолодания, сковавшего реку льдом. Пытаясь спасти город от надвигающегося ледника, отец семейства Ник (Евгений Нищук) получает травму, практически несовместимую с жизнью.
Подпишитесь на канал DELO.UA
Три дня на выздоровление
Проходит семь лет. И вот, накануне дня Святого Николая, местный врач заявляет семье Ника, что тому осталось жить не больше трех дней. Спасти его может лишь чудо (на дворе — канун дня Святого Николая, помните?). Ну, и еще доктор Туксен (Петр Миронов), живущий в соседнем городе.
Почему о том, что лечение у этого выдающегося специалиста сможет поставить Ника на ноги, заговорили только тогда, когда герой оказался на краю могилы, авторы не объясняют. Но, можно предположить, что многолетняя задержка в оказании адекватной медицинской помощи была связана с желанием дать сыну Ника подрасти.
Теперь Северину (Георгий Ярмоленко) семнадцать и именно он отправляется за доктором — по замерзшей речке, через опасный лес и даже сквозь ледник, который снимали во Франции. Юноша с горячим сердцем, исполненным сыновней любви, идет в свой путь достаточно подготовленным, "потренировавшись" в спасении — на красавице-кошке и просто красавице — дочери бургомистра Софии (Мария Герасименко).
Читайте также: Возвращение Сенцова, скандалы в Госкино и победы на фестивалях: 2019 год в киноиндустрии
Красота как цель и без цели
Образ девушки выполнен согласно сказочной традиции (к слову, активно побиваемой новыми фильмами студии Disney), согласно которой принцессы сами за себя постоять не могут, но склонны регулярно менять красивые платья и столь же регулярно попадать в неприятности, опасные для жизни, из которых их вызволяют герои без страха и упрека.
Красота, вообще, является характерной чертой ленты. В "Только чуде" красивы все и вся — коты и собака (она, к слову, тоже не всегда помогает героям, требуя спасения), декорации, костюмы и пейзажи, юные и зрелые персонажи и летающие животные, убедительно созданные с помощью цифровых технологий.
Временами поиск и лицезрение прекрасного превращаются в самоцель, тормозящую ленту.
Она спотыкается о регулярные музыкальные и танцевальные паузы, в которых зрителям показывают размеренную идиллическую жизнь города. Для создания (а точнее, укрепления) атмосферы это, пожалуй, важно, но "натяжению" сюжетного нерва нисколько не способствует.
Кадр из фильме "Только чудо"
Кино родом из 1875 года
Этот нерв и без подобных укачивающих сцен регулярно проходит процедуру анестезии чудесным, которое празднует в "Только чуде" беспрекословный триумф. Остросюжетные (по сказочным меркам) сцены Елена Каретник раз за разом решает в духе миракля — жанра, в котором герои, попав в передрягу, выходят из нее благодаря вмешательству высших сил.
В финальных титрах автор выражает благодарность журналу "Святой Николай" 1875 года, который и вдохновил на создание картины.
Важным достоинством ленты при этом является то, что христианскую мораль в ней не поднимают на церковную паперть и не облачают в ризы. Она проявляет себя максимально естественно, органично. Хотя это не значит, что в "Только чудо" вообще не совершает попыток "воспитывать" юных зрителей. Они есть и, скорее, являются непродуктивными. Так девочка, оказавшись в лесу один на один с лесником, говорит, что мама запрещает ей разговаривать с незнакомцами, но продолжает вести с ним беседу, используя формальную уловку — ведь он ей представился, а значит, она с ним знакома.
Коварство и любовь... и липа
Принцип "Святой Николай, помогай!", заложенный в основание картины, влияет не только на "нерв" повествования, но и на его стройность. В "Только чуде" есть немало сцен (гонки, полеты, поединки), которые размахиваются на сто долларов, а бьют на выведенные из обращения пять украинских копеек.
Фильм сплетает воедино мириаду сюжетных линий, в которых важную роль играют и семейные отношения между родителями и детьми, и невзгоды романтической любви, жирно очерченной любовным треугольником, и даже социально-политические и экономические "занозы".
Собственно, лишь последний сюжет — расследование некачественно выполненных контрактных обязательств по важному подряду, из-за которого вместо ливанского кедра для строительных работы была отгружена негодная липа, — "Только чудо" доводит до конца, "чудодейственно" не проглатывая важных деталей.
Читайте также: "И я того же мнения!": о фильме ужасов "Черное Рождество"
Стыд имени Евгения Нищука
Многозначительную реплику о том, что "липа всегда останется липой" произносит Ник в исполнении Евгения Нищука. Не смотря на то, что его персонаж появляется на экране минут на десять, большую часть времени оставаясь за кадром в парализованном и бессознательном состоянии, к тому же укрытый густой искусственной бородой, которая, скорее, подошла бы для пародийного капустника, именно его в титрах "Только чуда" указывают первым.
Авторы сказки, на производство которого государство выделило 43,9 млн грн, особо подчеркивают, что снимали Евгения Нищука в бытность его министром культуры. То, как он с экрана с возвышенным возмущением бичует "неэтичного" коммерсанта, ни разу не проецируя художественную ситуацию на свое чиновничье поведение, убеждает: Евгений Нищук — действительно отличный артист, пусть и с ограниченной (фильмами, созданными с государственной поддержкой) палитрой.
Сергей Васильев для delo.ua