Соглашение о ЗСТ между Украиной и Израилем — "перемога чи чергова зрада"?

03.09.2019 1:35

Соглашение о ЗСТ между Украиной и Израилем — "перемога чи чергова зрада"?

Чего коснется Соглашение?

Соглашение о Зоне свободной торговли с Израилем охватывает только торговлю товарами. По мнению экспертов-экономистов, этого явно недостаточно, поскольку товарооборот между странами является сравнительно незначительным.

В частности, в 2018 году экспорт товаров в Израиль составил 580 млн 2 тысячи долларов США (1,2% от всего экспорта Украины), а импорт из Израиля — 212 млн 631 тысяч долларов США (0,4% от всего импорта Украины). Следовательно, предполагаемый прирост на 15% в следующие 5 лет кардинально не улучшит экспорт из Украины. Безусловно, намного больше перспектив в углублении сотрудничества между странами лежит в сфере либерализации услуг и инвестиций, однако они пока остались за кадром.

Тарифная либерализация

Украина и Израиль подготовили тарифные графики по сельскохозяйственной продукции и по промышленным товарам, предусматривающие следующие варианты либерализации:

1) немедленную отмену пошлин;

2) постепенную отмену пошлин (за 3, 5, 7 лет);

3) частичную либерализацию тарифов (постепенную или нет) на 15%, 20%, 25%, 50%;

4) установление тарифной квоты на импорт товаров.

Звучит красиво, но дьявол кроется в деталях! Согласно оценкам экономистов, Израиль отменяет ввозные пошлины на 80% украинских товаров в промышленном сегменте и всего лишь на 9% — в аграрном. Украина, в свою очередь, отменит 70% импортных пошлин на израильские промышленные товары и 6% пошлин — на сельскохозяйственные. А теперь посмотрим товарную структуру экспорта-импорта между странами.

Соглашение о ЗСТ между Украиной и Израилем — "перемога чи чергова зрада"?

Согласно официальной статистике Министерства экономического развития и торговли

Указанные диаграммы наглядно демонстрируют, что Украина de facto сможет меньше воспользоваться либерализацией, по крайней мере, в текущей структуре экспорта. Так, 56,2% украинского экспорта составляет АПК, получившее либерализацию только для 9% ввозных пошлин. В свою очередь, 95,1% всего экспорта Израиля составляет различная непродовольственная продукция, для которой мы либерализировали 70% импортных пошлин.

Ситуация в структуре экспорта из Украины в части промышленных товаров вряд ли в ближайшее время улучшится, поскольку техническое регулирование в Израиле для нас никто не отменял. Стороны договорились в этой части только о сотрудничестве и содействии…

Немного о тарифных квотах

Много вопросов также к тарифным квотам. В частности, они касаются многих украинских товаров, наиболее экспортируемых из Украины. Например, под тарифную квоту попала курятина:

Код

Описание

Ставка,шекель за кг

Максимальный уровень, %

Тарифная квота

02071100

Не разрезанные на части, свежие или охлаждённые

3,75

170

Совокупная тарифная квота 50 тонн для 02071100 и 02071300

02071200

Не разрезанные на части, мороженые:

2,5

170

Совокупная тарифная квота 135 тонн + РНС-7,5% для 02071200 и 02071400

02071300

Части тушек и субпродукты, свежие или охлаждённые

6,75

111

Совокупная квота 50 тонн для 02071100 и 02071300

02071400

Части тушек и субпродукты мороженые

4,5

102

Совместная тарифная квота 135 тонн + РНС-7,5% для 02071200 и 02071400

Напомним, что в 2018 году только один МХП произвел 617 тысяч тонн!

Код

Описание

Ставка,шекель за кг

Тарифная квота

15121111

Подсолнечное масло

7

Совокупная тарифная квота 2600 тонн для 15121111, 15121190, 15121921, 15121990

15121119

Другие

0

0

15121190

Другие

8

Совокупная тарифная квота 2600 тонн для 15121111, 15121190, 15121921, 15121990

15121921

Подсолнечное масло

7

Совокупная тарифная квота 2600 тонн для 15121111, 15121190, 15121921, 15121990

Напомним, что в 2018 году в Украине было произведено 6,36 млн тонн подсолнечного масла!

Мораль сей басни такова…

Безусловно, либерализация двусторонней торговли очень важна, особенно с учетом того, что Украина присоединилась к международной конвенции Пан-Евро-Мед, позволяющей использовать диагональную кумуляцию при определении страны происхождения, и соответственно, есть возможность занять выгодное место под солнцем в цепочках добавленной стоимости. Однако заключение соглашений о ЗСТ не должно быть просто некой данью моде/самоцелью.

За каждым таким соглашением должен стоять огромнейший экономический анализ, отвечающий на вопросы: а целесообразно ли в принципе заключать договоры с отдельными странами; какие сферы должны быть охвачены таким соглашением; какие уровни либерализации экспорта очень важны нашему бизнесу и напротив, от какого импорта мы должны защищаться.

Безусловно, переговорные позиции должны согласовываться с бизнесом, поскольку именно ему необходимо будет работать в новых условиях. К сожалению, на текущий момент в данной коммуникации у нас много проблем. Очень часто слышим от бизнеса, что он узнает об условиях, на которых заключено соглашение уже на стадии, когда поменять ничего нельзя.

Поэтому мы и получаем то тарифные квоты, в принципе несоизмеримые с нашим производством, то не защищаем свое критическое сырье, как например: металлолом и необработанную древесину. Это можно решить только одним путем — необходимо разработать законодательство, подробно регулирующее взаимодействие бизнеса и государства в случае заключения новых договоров. Более того, к сожалению, многие наши бизнесы остаются все еще очень инертными и ждут милости от природы, что в современном мире очень рискованно…

Источник

Читайте также