Смех с колес: о драме "Не волнуйся, он далеко не уйдет"
Занимательная биография
Лента рассказывает реальную историю популярного американского карикатуриста из Портленда Джона Каллахана, который после жуткой автомобильной аварии оказался парализованным и вынужден был заново учится жить и творить. Задачу эту для него осложняло то немаловажное обстоятельство, что он страдал алкоголизмом, который, по большому счету, и "посадил" его в инвалидное кресло.
Между прошлым и настоящим
В своем повествовании Гас Ван Сент мастерски жонглирует прошлым и настоящим, пропуская часть событий сквозь фильтр воспоминаний героя. Таким образом он воплощает на экране череду богемно пьянящих событий, которые предшествовали аварии, убедительно демонстрируя лихорадочное желание Джона "употребить" сразу после тяжелого похмельного пробуждения и поддерживать высокий алкогольный градус в течение всего дня. И, вместе с тем, пронзительно трезво показывает, как герой оправдывает давнюю зависимость приобретенным физическим недугом, все глубже погружаясь на социальное дно.
Битва на три фронта
Чтобы вернуться к самому себе и миру, Джон вынужден вести сразу три битвы:
- преодолевать физические ограничения — он нуждается в долгом курсе восстанавливающей физиотерапии и посторонней помощи, а передвигаться может лишь на инвалидном кресле с мотором;
- бороться с алкогольной зависимостью — американские горки взаимоотношений с "зеленым змием" приводят его в группу "Анонимных алкоголиков";
- творчески реализоваться — острые карикатуры на грани фола становятся своеобразной реакцией героя на невыносимую ситуацию бытия.
Актерский мастер-класс
Джона Каллахана пронзительно талантливо играет Хоакин Феникс, кажется, не покидая экран ни на минуту. И, точно, ни на миг не выходя из неоднозначного образа — проживая вместе с героем все стадии его непростого пути к освобождению от зависимости и обретению полновесной жизни. Джон выполняет программу "12 шагов", признавая бессилие перед недугом, избавляясь от выпестованных оправданий своих грехов, ища прощения у других и прощая.
Неанонимный алкоголик
Выполнение "шагов" предлагает публичную исповедь. И герой не раз — слово в слово — озвучивает историю своей грустной жизни: одиноким собеседникам, группе коллег по несчастью, переполненной аудитории. Гас ван Сент и Хоакин Феникс тонко демонстрируют как психологические трансформации, происходящие с ним, влияют на характер этих, казалось бы, неизменных выступлений. Джон отработано начинает их, иронизируя по поводу матери, которая оставила его в роддоме. Но если сперва делает это, чтобы представить себя невинной жертвой обстоятельств, то позже — уже не снимая ответственности за проступки.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Кого послать за "Оскаром" от Украины? Шесть претендентов
Юмор повешенного
Внутренний рост героя оттеняет его самобытное творческое становление.
Отточено острые карикатуры Джона Каллахана оживают лаконичными черно-белыми анимационными роликами, превосходно передавая решительно неполиткорректный юмор автора, который не боится оскорбить и самозабвенно радуется возмущенным реакциям на свои работы.
Собственно, даже название фильма является иллюстрацией его юмора, обращенного к бездне: беспокоиться, что парализованный герой куда-то уйдет, действительно, не стоит.
Коллективная поддержка
Гас Ван Сент окружает Хоакина Феникса — эмоциональное атомное ядро картины — крепким актерским ансамблем, участники которого представляют своеобразные работы-электроны, не стремясь оттянуть художественное одеяло на себя. Роль физиотерапевта, которая становится возлюбленной героя, исполнила Руни Мара, широко распахивая миру глаза. Точный Джона Хилл мудро сыграл "спонсора" Джона, помогающего тому пройти путь излечения. Наиболее колоритный рисунок, соединив драму и острые, свойственные его темпераменту, элементы комедии, предложил Джек Блэк, представ в образе собутыльника героя.
Гуманизм навсегда
Картина "Не волнуйся, он далеко не уйдет" близка наиболее коммерчески успешному фильму Гаса Ван Сента "Умница Уилл Хантинг", в центре которого тоже находился герой, преодолевающий внутренние психологические барьеры на пути к полноценной социальной жизни. Режиссер не старается сточить острые углы личности Джона Каллахана, но и не акцентирует на них чрезмерным натурализмом, который может отпугнуть. Он рассказывает убедительную, проникновенную и жизнеутверждающую историю, исполненную гуманизма.