Сериал длиной в три года: как развивается украинский ТV-рынок
Изменения политического вектора, уход от Москвы в идеологическом плане, запрет российского продукта на законодательном уровне, черные списки артистов, запрос зрителя на отображение отечественных реалий и активизация собственного производства — с 2014 года эфир украинских телеканалов стремительно перестраивается на "родные рельсы". Этот процесс продолжился и в 2016-2018 году, однако с некоторыми нюансами.
Какие уже сформировались тренды, а что находится на этапе эксперимента, разбирался проект "Знято в Україні", организованный delo.ua в партнерстве с "Медиа Группой Украина".
Краткость с талантом
Сравнивая топовые праймовые сериалы за последние три года, можно обратить внимание, что в эфире окончательно закрепили за собой лидерство мелодраматические четырехсерийки.
В последнее время каналы стали заказывать меньше длинных "мыльных" историй. Это связывают с изменением темпоритма жизни зрителей. Кроме того, жанр телемуви или 4-серийных мелодрам востребован из-за особенностей программирования — на каких-то каналах они стали основой сетки выходных. Не менее популярны форматы 16-ти или 8-серийных мелодрам: они кратны 4 дням показа по 2 часа за вечер.
Еще одна причина "укорачивания" историй — снижение рисков на случай неудачи проекта (с ростом валового производства вопрос качества становится острее). В поэпизодном расчете многосерийка обходится дешевле, но вхождение в длинный проект рискованней с точки зрения результата.
Еще один тренд — все более востребованы украинские актеры, режиссеры, сценаристы.
"Черные списки" заметно ограничили круг российских актеров, задействованных в украинских фильмах. Как никогда много работы стало у украинских актеров, которые в прямом смысле нарасхват. Станислав Боклан, Вячеслав Довженко, Ольга Гришина — среди самых задействованных.
Вячеслав Довженко и Анна Саливанчук в сериале "На линии жизни"
Жанровые реалии
Мелодрама остается главным жанром для эфира. Именно его традиционно считают наиболее приемлемым для широкой аудитории, на которую работают общенациональные каналы.
"Те немногие условные смещения, которые есть у нас в эфире — это мелодрамы в детективы, детектив в мелодрамы. Никогда вы не увидите у нас хоррор, совсем уж молодежные сериалы, триллеры. Потому что эти истории цепляют достаточно узкую аудиторию", — комментирует Наталья Стрибук, главный продюсер департамента кино-сериального производства канала "Украина".
Лидирующие позиции мелодрамы на всем постсоветском пространстве объясняют еще и вполне понятным психологическим фактором. Скандинавский нуар — удел стабильных стран с экономическим достатком и социально защищенными зрителями. В неспокойные периоды, во время войн и социально-политической нестабильности зритель воспринимает телевизионную мелодраму с хеппи-эндом как способ отвлечься от реальности.
"Сейчас мы видим много гибридных фильмов, где смешаны жанры, — детективы, лирические комедии, длинные профессиональные истории о медиках или стражах порядка, но в них всегда присутствует мелодрама. Потому что взаимоотношения людей — это то, что всегда интересно зрителю", — обращает внимание Олеся Лукьяненко, продюсер FILM.UA Group.
Мелодрама — как наиболее проверенный жанр, еще и минимизирует инвестиционные риски со стороны канала.
"Вещатель — финальное, решающие звено, и сериал должен получиться хорошим с его точки зрения. Таким образом, часто приходится подстраиваться не под зрителя, а под вещателя. В Европе же канал — не является финальной творческой инстанцией, принимающей решение, и потому у производителя намного больше свободы в творческом плане. Как и ответственности, разумеется", — считает продюсер Star Media Алексей Терентьев. Он отмечает и еще одно серьезное отличие европейского телепроизводства от украинского: там проекты производятся в расчете не на одного, а на нескольких вещателей, генерируя тем самым значительно большие, чем у нас, бюджеты.
Тем не менее, в 2019 году рынок все же ожидают эксперименты.
Канал СТБ запускает 48-серийную "Крепостную" — костюмированную многосерийную историю (риск в том, что дорого и пока непривычно для зрителя).
FILM UA снял для ICTV два проекта в экспериментальных жанрах: детектив с элементами мистики "Фантом" и триллер "Прятки".
FILM.UA Group запустил съемки "Пряток": 8-серийной криминальной драмы с элементами нуар-детектива и триллера
"Конечно, костюмированные драмы, детективы, мистика, экшн — обходятся дороже. Но производство контента — это творческий бизнес, нужно пробовать. К поиску новых форматов подталкивает и рост VOD-платформ... Это в какой-то мере инвестиции на будущее", — подчеркивает Полина Толмачева, маркетинг-директор студии FILM.UA.
Креативний продюсер канала "Украина", директор продакшн-компании "Теле Про" Елена Канишевская, считает, что для телевидения в кризисное время или в период начала роста после спада перспективны такие форматы как докудрама и скриптед-реалити. "Являясь более дешевыми в производстве, чем другие телевизионные формы, такие проекты могут стать и стали "опорой" для сеток каналов. Именно в них можно отработать приемы драматургии и реализации, — поясняет она. Кроме того, производя такой продукт, компании обзаводятся широкими базами актеров и персонала, получают колоссальный опыт в технологии производства. "За период 2016-2018 гг. на примере докудрам и скриптед-реалити, производимых для канала "Украина", могу отметить значительное улучшение качества историй и их реализации. Что и повлекло за собой рост показателей смотрения такого продукта на канале.
Продакшны и телеканалы также в активном поиске идей, тем, форматов и героев для веб-сериалов: с молодым поколением надо говорить на понятном им языке.
А канал НЛО-ТV запускает линейку мультипликационных проектов "для взрослых" собственного производства.
Романсы о финансах
С уходом российских денег в телепроектах появились сугубо украинские темы, как например, в "Столетии Якова" или в "На линии жизни", узнаваемые локации, названные реальными именами. Кроме того это стало толчком к развитию отечественной актерской школы. Но и съемочные расценки резко упали, заставив оптимизировать расходы на всех этапах.
Сегодня затраты на создание одного эпизода составляют в среднем $20-30 тыс, а на небольших каналах могут и не дотягивать до планки в $20 тыс. В случае со скриптед-реалити и сериалити сумма затрат может оказаться меньше в 3-5 раз.
"Каналы, осознанно отказавшиеся от копродукции с Россией, располагают более низкими бюджетами, что сильно влияет на производственные вопросы, привлечение определенного уровня специалистов и прочее. Тем временем, привычка потреблять дорогой и качественный продукт у зрителей осталась, и они все еще переключаются с канала на канал в поисках сериалов с дорогой постановкой, звуком, оригинальной музыкой", — отмечает Алена Еремеева, главный продюсер сериалов и фильмов "1+1 медиа".
Актеры сериала "Школа": фото для Instagram
Сериал "Школа" канала 1+1, где играют непрофессиональные актеры и задействовано минимум локаций — успешный кейс максимально оптимизированного в расходах продукта. "Его стоимость втрое меньше обычного сериала", — комментирует продюсер проекта Ольга Слисаренко. Сериал активно раскручивается в социальных сетях, имеет собственный фан-клуб, а каждая серия после выхода на YouTube собирает более 1 млн зрителей. "Изначально проект задумывался как сериалити для дневного слота, но когда мы выписали историю, она стала более художественной, при том что затраты остались на уровне дневного слота", — комментирует продюсер "Школы" Дарина Жукова.
"Пока более продуктивной и выгодной нам кажется форма сопроизводства с украинскими студиями. Это и вопрос разделения рисков и того, что мы избегаем нагрузки по оплате административных расходов по содержанию студии", - замечает Наталья Стрибук, главный продюсер департамента кино-сериального производства канала "Украина".
Украинские продюсеры не оставляют попыток привлечь в качестве полноценных партнеров продакшны из Европы. В прошлом году Star Media включилась в производство масштабного польско-чешско-украинского сериала "Принцип удовольствия". Действия 8-ми серийного детектива одновременно происходят в Чехии, Польше и Украине. "Нас привлекла идея и то, что она имеет как европейское, так и украинское звучание. Как правило, этого трудно достичь. Увы, у большинства локальных проектов нет такого мирового контекста, сказываются отличия менталитета", — комментирует Алексей Терентьев.
В 2018-м состоялся и первый конкурс телепроектов от Министерства культуры: в сериальный сектор пришли государственные деньги и первые результаты их освоения будут известны в 2019-м.
"Это будет интересный год: все каналы топ-6 включились в сериальную борьбу. Уже оглашены громкие премьеры и это будет интересное соревнование. С одной стороны, телеканал "Украина" с традиционным сериальным контентом, С другой - новички СТБ с исторической драмой, "Новый канал" с комедийным контентом, в том числе снятым за средства, выделенные Министерством культуры. Канал 1+1 тоже развивает свое сериальное направление согласно выбранной год назад стратегии. Время покажет, кто выбрал более верный курс и тактику", — резюмирует Алена Еремеева.
На съемках сериала "Крепостная"
Продакт в кадре
Продакт-плейсмент в телешоу — это привычная реальность, однако реклама брендов все активнее проникает в сериалы. В перспективе — это возможность существенного увеличения бюджетов и "поле непаханое" для креатива.
Производители контента рекомендуют рекламодателям присоединяться к сотрудничеству еще на этапе написания сценария — это позволяет сделать продукт частью сюжета.
"Например, если речь идет о размещении рекламы банка, то на этапе сценария мы можем прописать не просто эпизоды, а целую линию, которая свяжет жизнь главных героев с тем или иным банком. Если это авиакомпания, то отправим наших героев в путешествие на красивом брендированном самолете в компании прекрасных стюардесс", — рассказывает Наталья Стрибук, главный продюсер департамента кино-сериального производства канала "Украина". Попытки вставить рекламируемый продукт в уже существующую, написанную историю, на экране могут выглядеть искусственно, считает она
Среди успешных примеров product placement в сериалах чаще всего называют "Бессмертник", "Школу", "Доктора Ковальчук".
"В последнее время нам удается постепенно доносить до наших рекламодателей мысль о том, что прямая реклама и непрямая реклама — реклама в сериалах, это совершенно разные виды размещения и по технологии воплощения, и по выхлопу, и по отклику аудитории. Мы сами идем методом проб и ошибок, и вместе с нами наши клиенты двигаются вперед", — отмечает Наталья Стрибук.