Саморазвитие для супергероев: о неожиданном фильме-комиксе "Стекло"

18.11.2019 10:06

Саморазвитие для супергероев: о неожиданном фильме-комиксе "Стекло"

Саморазвитие для супергероев: о неожиданном фильме-комиксе "Стекло"Саморазвитие для супергероев: о неожиданном фильме-комиксе "Стекло"Саморазвитие для супергероев: о неожиданном фильме-комиксе "Стекло"Саморазвитие для супергероев: о неожиданном фильме-комиксе "Стекло"Саморазвитие для супергероев: о неожиданном фильме-комиксе "Стекло"Саморазвитие для супергероев: о неожиданном фильме-комиксе "Стекло"Саморазвитие для супергероев: о неожиданном фильме-комиксе "Стекло"Саморазвитие для супергероев: о неожиданном фильме-комиксе "Стекло"Саморазвитие для супергероев: о неожиданном фильме-комиксе "Стекло"Саморазвитие для супергероев: о неожиданном фильме-комиксе "Стекло"Саморазвитие для супергероев: о неожиданном фильме-комиксе "Стекло"Саморазвитие для супергероев: о неожиданном фильме-комиксе "Стекло"Саморазвитие для супергероев: о неожиданном фильме-комиксе "Стекло"Саморазвитие для супергероев: о неожиданном фильме-комиксе "Стекло"Саморазвитие для супергероев: о неожиданном фильме-комиксе "Стекло"Саморазвитие для супергероев: о неожиданном фильме-комиксе "Стекло"Саморазвитие для супергероев: о неожиданном фильме-комиксе "Стекло"Саморазвитие для супергероев: о неожиданном фильме-комиксе "Стекло"Саморазвитие для супергероев: о неожиданном фильме-комиксе "Стекло"Саморазвитие для супергероев: о неожиданном фильме-комиксе "Стекло"Саморазвитие для супергероев: о неожиданном фильме-комиксе "Стекло"Саморазвитие для супергероев: о неожиданном фильме-комиксе "Стекло"

Комикс без комикса

"Стекло" является итоговым фильмом трилогии М. Найта Шьямалана о неожиданных супергероях, которая стартовала в 2000 году лентой "Неуязвимый".

В ней Брюс Уиллис сыграл Дэвида Данна, который, выжив во время крушения поезда, постепенно открывает в себе сверхъестественные способности, принимает их и начинает использовать во благо. А Сэмюэл Л. Джексон воплотил образ Мистера Стекло — фаната комиксов с предельно хрупкими костями, рассматривающего рисованные истории, как современную мифологию, воплотившую глубинные знания о мире и героях, без которых он невозможен. Воссоздавая сценарии, заложенные в комиксах, Мистер Стекло, собственно, и подстроил крушение поезда — в поисках супергероя среди людей.

Сняв об этом "эксперименте" неспешную картину, в которой действию было посвящено не меньше времени, чем бездействию, М. Найт Шьямалан своеобразно рассказал удивительную историю, которая имела все формальные атрибуты экранизации комикса, но при этом не была прочно основанной ни на одном из них.

Искусство удивлять

Это искусство удивлять, вообще, очень характерно для творчества режиссера. Причем, нередко, играет с ним злую шутку, потому что его категоричные художественные решения вызывают у зрителей не только восторг, но и обескураженное удивление не самого приятного свойства, а то и просто — оставляют послевкусие разочарования и обманутых ожиданий. Последнее, пожалуй, испытают и многие зрители "Стекла".

Долгие годы "Неуязвимый" оставался просто самостоятельным фильмом, который когда-то претендовал на то, чтобы стать частью чего-то большего, но так этим большим и не стал. Пока в 2017 году на экраны не вышел камерный триллер М. Найта Шьямалана "Сплит". Его герой, по прозвищу Орда, страдая множественным расщеплением личности (Джеймс Макэвой блестяще передает это многообразие на экране, а Павел Скороходько — "украинизируeт" в дубляже), осуществлял ритуальные убийства, чтобы вызывать Зверя — еще одну свою личность, обладающую сверхъестественными людоедскими способностями.

В финальной сцене "Сплита" нежданно негаданно на несколько секунд появился Дэвид Данн в усталом исполнении Брюса Уиллиса, тем самым анонсируя будущую схватку двух крепких супергероев, злодейским интеллектуальным соучастником которой — как следовало из названия нового фильма — должен был стать и хрупкий Мистер Стекло.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Рейтинг "Снято в Украине": голосуй за найкращих

Безотходное производство

Столкновением героев, преодолевающих законы природы, М. Найт Шьямалан дразнит зрителей уже в дебюте картины, демонстрируя, как седобородый Дэвид Данн патрулирует город в поисках Орды, похитившего очередную партию невинных девушек, и находит его, сталкиваясь с ним лицом к лицу.

Но полноценное выяснение отношений героев режиссер все же откладывает на будущее. Оба они попадают в психиатрическую лечебницу, где доктор Элли Стейпл (Сара Полсон, существующая на экране преимущественно крупными планами выразительного лица) всячески пытается их — и "примкнувшего" Мистера Стекло — убедить, что они — вполне ординарные люди, пусть и страдающие расстройствами психики.

Аргументировать этот тезис ей позволяет копание в прошлом героев, благодаря которому режиссер получает возможность внедрить в "Стекло" фрагменты двух предыдущих картин, в частности, сцену из "Неуязвимого" о детстве Мистера Стекло, оставшуюся в 2000-м году на монтажном столе. Эти заимствования рождают ощущение некоторой стилистической неоднородности картины.

Кульминация на успокоительных

М. Найт Шьямалан сознательно усиливает ее, предлагая субъективные изобразительные решения, "рифмующиеся" с взглядом героев на мир. К примеру, состояние Мистера Стекло, напичканного транквилизаторами, он отображает кривыми кадрами (Сэмюэл Л. Джексон предельно комфортно чувствует себя в предложенном образе, неподвижно восседая в кресле-каталке, склонив голову на бок и лениво поигрывая веком).

Брюс Уиллис тоже подходит к роли с некоторой отрешенностью, которая характеризует не только постаревшего персонажа, посеребренного сединой, но и его актерскую манеру последних лет.

Собственно, активность проявляет лишь Джеймс Макэвой, продолжая, но уже без подпорок костюмных переодеваний, как в "Сплите", спектакль одного актера, мастерски меняя личины и играя "звериными" мускулами.

Но все же внешнее в "Стекле" проигрывает внутреннему. Обещая зрелищность, характерную для мира комиксов, о которых на экране постоянно говорят и с которыми зрители прекрасно знакомы (на минувших выходных на комикс "Аквамен" в украинских кинотеатрах продали миллионный билет), режиссер раз за разом заменяет ее экономным прагматизмом действий и малобюджетным психологическим (само)анализом.

Прямолинейно развязывая сюжетные узлы и выразительно артикулируя ответы на все возможные вопросы, "накопленные" за три картины (даже те, которые не требуют разжеванных объяснений), М. Найт Шьямалан, скорее, создает своеобразный "настольный" фильм по саморазвитию.

Его тема: "Как осознать свою сверхчеловеческую сущность, поборов экзистенциальные сомнения, и убедить в ней людей".

Источник

Читайте также