Протухшая "рыба": о фильме Брайана Де Пальмы "Домино"
Осень патриарха
Для знаменитого 78-летнего режиссера Брайана Де Пальмы "Домино" — юбилейный, тридцатый полнометражный фильм (свой дебют американский мастер снял полвека назад, в 1968 году). Впрочем, в новом столетии он работал нечасто (это его пятый фильм с 2002 года), коммерчески неуспешно и практически без использования производственных и финансовых возможностей Голливуда.
Вот и "Домино" Брайан Де Пальма снимал по заказу европейских продюсеров, которые, представляя десяток малоизвестных кинокомпаний, в Бельгии, Дании, Франции, Италии, Нидерландах и Испании, буквально, с миру по нитке, собрали необходимый бюджет. В частности, получив 2 миллиона датских крон от Копенгагенского фонда кино за то, что сцены фильма, происходящие в этом городе, действительно сняли там.
Самое важное в Telegram
Снимай — сокращай
От съемок "Домино" у режиссера остались неприятные воспоминания, о чем он откровенно признался год назад. Тогда же Брайан Де Пальма сообщил, что работу над фильмом закончил, возложив всю ответственность за его дальнейшую судьбу на продюсеров. Они же, вероятно, приложили "монтажную" руку к итоговой версии. По слухам, режиссерский вариант длился 148 минут. Представленная же сейчас на экранах картина — короче на час.
Она длится всего 89 минут, что весьма нетипично для современного жанрового (да и авторского) кино, предпочитающего повествовательную избыточность. Но в случае с "Домино" подобная краткость — отнюдь не сестра таланта. И совсем не прибавляет ленте развлекательного нерва. Пусть и помогает смирится с ее просмотром, не столь болезненно реагируя на абсурдные повороты сюжета, которых, на удивление, немало.
Саботаж перспективного кино
Хотя, на первый взгляд, сюжет "Домино", двигаясь изъезженной колеей криминального триллера выглядит достаточно стройным. Двое копенгагенских полицейских отправляются на поиски убийцы их коллеги. А этот убийца, в свою очередь, при поддержке ЦРУ ищет организатора резонансных терактов, чтобы отомстить за смерть своего отца. В итоге, пути героев пересекаются в Испании, во время корриды.
К сожалению, Брайан Де Пальма эффективно гасит зрелищную искру этой жанровой истории. "Специям" мести и захватывающей адреналиновой борьбы он предпочитает неповоротливость и непрофесионализм героев. Это усиливает реализм сцен, в которых выполнение задуманного дается им с большим трудом или не дается вовсе, однако не делает происходящее по-настоящему реальным: из-за особенностей монтажа, то патологически чередующего крупные планы, то превращающего события в слишком прерывистый пунктир.
Кадр из фильма "Домино"
Кадр из фильма "Домино"
Под сенью актеров "Игр престолов"
Подобная демонстрация высокого художественного мастерства, резко сменяющегося обескураживающим — на грани пародии — творческим провалом, характерна и для актерского ансамбля. В нем солирует дуэт, известный благодаря сериалу "Игры престолов".
Полицейских, отправившихся на поиски убийцы, играют Николай Костер-Вальдау и Карис ван Хоутен, время от времени являя зрителям "чистые" эмоции, поднятые на неуклюжие сценические котурны.
А общие ощущения от просмотра фильма, пожалуй, наиболее точно передает Сорен Мэллинг, одновременно сдержанно, выразительно и органично сыгравший немолодого полицейского, который и становится жертвой убийцы. В одной из дебютных сцен он устало сидит ночью на кухне тет-а-тет с бутылкой, транслируя взглядом унылую тяжесть бытия, тянущую картину ко дну.
Визуальное, музыкальное, старомодное
При этом нельзя утверждать, что в работе над "Домино" Брайан Де Пальма изменяет себе. Он, традиционно для своего творчества, стремится рассказывать историю визуально, красноречивыми планами и "наездами" камеры намекая зрителям на важные для действия детали (оператор-постановщик Хосе Луис Алкаин), а также — разговаривая с ними с помощью музыки Пино Донаджо, которая настолько красноречива, что, кажется, не замолкает ни на секунду.
Играет он и с полюбившимися ему малыми цифровыми экранами, размышляя над ролью и функционированием Интернет-видео и "мобильных" фото в современном мире. Однако, из-за общей анемичности действия и "бедности" постановки, лишенной размаха, эти особенности его авторского стиля существуют будто бы отдельно от криминальной истории о мести и терроризме, нейтрализуя ее и без того невысокий потенциал.
Сергей Васильев для delo.ua