Приключения электроники: о семейном фильме "Аксель"
"Железный конь" и железный пес
Подросток Майлз (Алекс Нюстадтер) профессионально занимается мотогонками, видя в них единственную возможность пробиться в жизни: учится он не ахти, да и у одинокого отца нет средств, чтобы оплатить ему колледж (отца сдержанно играет скуластый Томас Джейн, с достоинством осознавая, что он — единственная более-менее голливудская звезда в актерском составе молодежной картины).
Однажды, на пустыре, где Майлз оттачивает трюковое мастерство вождения "железного коня", он обнаруживает железного пса — секретную разработку подрядчика Министерства обороны США. Механическая собака с искусственным интеллектом, задуманная как орудие убийства и сбежавшая от ученых, жестоко тренировавших ее, сперва пугает героя. Но потом он находит с ней общий язык.
"Очумелые" подростковые ручки
Майлз рассматривает страшного механического пса, как нестрашного — своеобразного щенка, с которым плохо обращались предыдущие хозява. "Животное" требует заботы, ласки, игры — и все это, в меру своих скромных возможностей, юноша берется ему обеспечить. Робота он называет Аксель, используя аббревиатуру A.X.L., которой военные нарекли свою секретную программу (сами они, к слову, зовут пса "активом", вея на зрителей бухгалтерским чиновным холодом, которого успешно добивается режиссер).
Питается Аксель бензином (для гонщика Майлза добыть его — не проблема), а весело играет, когда догоняет стремительного мотоциклиста на пересеченной местности и повторяет трюки, которые тот на своем мотоцикле крутит в воздухе. Оливер Дэйли уделяет достаточное внимание этим гонкам и финтам, справедливо полагая, что синтез мастерства каскадеров и достижений компьютерной графики является сильной — и наиболее зрелищной — стороной картины.
Текущий же ремонт робота оказывается возможным осуществить с помощью нехитрых инструкций, которые Аксель присылает Майлзу на мобильный телефон. Ну, а если каких-то деталей не хватает, то их всегда можно напечатать на 3D-принтере. В общем, сверхсекретную военную разработку подростку чинить — не сложнее, чем, скажем, лампочку вкручивать. Было бы желание. И вера в чудеса семейного фантастического кино.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Достойное разнообразие: об украинских победителях ОМКФ и ближайшие даты проката
Мастерство штампа и чувство меры
Оливер Дэйли успешно использует штампы жанра в свою пользу, сглаживая острые углы реальности, которые рушат иллюзию. Неимоверные события он представляет, как норму, избегая излишнего давления на фантастическую историю со стороны логики, причинно-следственных связей и сюжетных недомолвок.
Подобной нормализации происходящего способствует и молодежный романтический акцент картины. Любовный треугольник между Майлзом, красавицей Сарой (Бекки Джи) и Сэмом (Алекс МакНиколл) — не просто гонщиком-соперником, но ярким нарциссом и богачом, — режиссер формирует практически из ниоткуда и в один миг. Да так лихо закручивает его, что сила возникшего чувственного взрыва на какое то время отбрасывает "силовиков", пытающихся вернуть Акселя назад в секретную лабораторию, на второй план.
Сложно чувствующие подростки могут быть импульсивными, глупыми и даже жестокими. И главный герой — совсем не исключение, он весьма разносторонне проявляет себя, и не всегда с лучшей стороны. Достоверное несовершенство Майлза оказывается привлекательной чертой картины, позволяя оттенить нелепицы фантастического сюжета крупицей здравого смысла.
От "Автомонстров" к "Фокстеру & Максу"
Все же подростку, даже вместе с совершенным сверхсекретным механизмом, тягаться с Министерством обороны США долго не по силам. "Аксель" и не предлагает делать это долго — фильм длится около 100 минут. Режиссер предпочитает стремительность и отказывается бродить всеми тропами, которые открывает героям (к примеру, они не тратят деньги, чудесно появляющиеся у них благодаря талантам робота).
Собственно, пользуясь тем, что Аксель — машина, Оливер Дэйли даже наделяет картину некоторым драматичным характером. Пусть это и драма с сиропным оттенком: все же, лента слишком успокаивающе напоминает пассажи схожих семейных фантастических фильмов, которые замешивают художественное тесто на дружбе с неведомой зверушкой, гуле моторов, чувстве первой любви и борьбе за нежестокое отношение к всему живому.
Такие ленты появлялись на экранах не раз (в прошлом году это были "Автомонстры" Криса Уэджа). И обязательно появятся в будущем. Весьма недалеком. Уже в конце октября в Украине планируют выпустить в прокат отечественный вариант истории взаимоотношений парня и "пса-робота" — "Фокстер & Макс" Анатолия Матешко. Наверное, чтобы еще больше усилить приятное состояние дежавю, которое ни на секунду не отпускает зрителей.
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на novinki-tiande.ru в Telegram