Почему местные власти не справились с децентрализацией дорог
В Украине с начала 2018 года прошла новая реформа — децентрализация местных дорог и создание Дорожного фонда. Первое означает, что 70,5% дорог (дороги местного значения) переходят в управление местных органов власти, а в управлении "Укравтодора" и Служб автомобильных дорог областях остались 29,5% остальных дорог — государственного значения. Второе — что часть средств в виде налогов от акцизного сбора и ввозной пошлины на топливо, импортные машины и шины, будет попадать в Дорожный фонд. В 2018 году — это 50% средств, в 2019 году — 75% и в 2020 году — 100%.
Однако ни Мининфраструктуры, ни "Укравтодор", ни любые другие органы власти до конца сами не понимают, как местные ОГА должны осваивать деньги, да еще в огромном количестве. На сегодня средства, выделенные на дороги, не используются, а если используются, то не эффективно, тендеры не проводятся или тормозятся.
В сухом остатке получилось катавасия — дороги под управления местным ОГА передали, а вот систему управления дорог общего пользования не построили. Предложен был очень простой выход — ОГА отправили в Службы автомобильных дорог в областях (подконтрольные "Укравтодору", на плечах которых остались дороги государственного значения), которые должны пояснить, как и куда тратить выделенные средства.
Напомню, в 2018 году на ремонт дорог общего пользования местного значения направлено рекордный объем финансирования — 11,5 млрд грн. Кроме того, в разы увеличено финансирование ремонта дорог государственного значения как за счет средств Дорожного фонда так и по отдельным бюджетным программам. В общей сложности на госдороги будет направлено 27,5 млрд грн.
Что с освоением средств?
Минифнраструктуры, а также органы власти не единожды заявляли об неэффективном использования выделенных на дороги средств в виде субвенций на местах. В этом нет ничего удивительного.
Сегодня в большинстве областей сложилась такая модель системы управления автодорогами местного значения: по факту балансодержатель — подразделение ОГА, а заказчик работ — Служба автомобильных дорог "Укравтодора". Такая модель управления не является оптимальной и противоречит здравому смыслу.
Дело в том, что не все региональные Службы "Укравтодора" могут эффективно обеспечить работу на "двух фронтах" одновременно. Причин этому очень много, начиная с наличия рабочих рук, кадровые изменения и заканчивая наличии достаточного количества подрядных организаций, готовых выполнить работы в том или ином регионе. Не надо забывать и о коррупционные факторы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Украине не найти инвестора для концессионной дороги Киев-Белая Церковь
Так, согласно данным "Укравтодора", на конец мая 2018 года освоения средств субвенции ОГА составляет лишь 24% от полученных на счета (3,95 млрд грн.). Ситуация с подготовкой перечней объектов строительства, реконструкции, капитального и текущего среднего ремонта дорог местного значения, улиц и дорог коммунальной собственности неприемлема, отдельные перечни требовали доработки, других вообще еще не подавались.
Не улучшилась ситуация и в конце июня — освоение средств ОГА составляет 35% от полученных на счета (5,42 млрд грн.). Остаток средств на счете, лежащие без дела составлял почти 3,3 млрд грн.
Нужно обратить внимание на тот факт, что на так называемый "переходный период" до 1 июля 2018 именно региональные Службы отвечали за вопросы освоения средств ОГА.
Для всех должно быть ясно, что реформа децентрализации дорог не заканчивается передачей автодорог. Задачей всех органов власти является консолидация усилий на построении на уровне ОГА новой модели управления автомобильными дорогами местного значения. И в этом вопросе важно оценить и распространить положительный опыт в управлении автодорогами, полученный отдельными областями — Хмельницкой и Харьковской.
Выход очевиден — создание отдельного госпредприятия под главенством ОГА, которое возьмет на себя управлением сетью дорог местного значения.