Необыкновенная сказка: о шведском фильме "На границе миров"

04.11.2018 0:26

Необыкновенная сказка: о шведском фильме "На границе миров"

Необыкновенная сказка: о шведском фильме "На границе миров"Необыкновенная сказка: о шведском фильме "На границе миров"Необыкновенная сказка: о шведском фильме "На границе миров"

Лауреат с "особым взглядом"

Премьера ленты, созданной в копродукции Швеции и Дании, состоялась в мае этого года на Каннском кинофестивале. Тут картина "На границе миров" получила приз лучшему фильму программы "Особый взгляд". Позднее Швеция выдвинула работу Али Аббаси на "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке".

Режиссер и соавтор сценария фильма родился в Иране. И его картина "На границе миров" создана на границе культур, позволяя транслировать по-настоящему "особый взгляд" на мир. В ней удивительно естественно соединены скандинавская мифология, проницательная восточная созерцательность, европейский гуманизм и социально-политическая актуальность.

Обыкновенная фантастическая история

В центре картины — женщина Тина (Ева Меландер), которая считает, что страдает генетическим недугом, из-за которого ей жилось и живется очень нелегко. В то же время, она обладает и удивительным даром, который помогает ей в работе. Осуществляя таможенный досмотр пассажиров парома, Тина способна "учуять" чувства людей и таким образом узнать, что они скрывают.

Однажды Тина встречает Воре (Ээро Милонофф), который внешне очень на нее похож и, она в этом уверенна, хранит большие секреты. Однако, его чувства оказываются для нее загадкой. Когда Тина ближе знакомится с Воре, тот открывает ей тайну их происхождения, объясняя, кто она такая на самом деле и почему всю свою жизнь чувствовала себя не в своей тарелке рядом с людьми.

Реальность и фантазия

Фильм развивается весьма неспешно, предлагая долгую реалистичную экспозицию безрадостной жизни героини, достойную грустной социальной драмы. Али Аббаси показывает ее таможенные будни, некомфортное общение с сожителем, собаки которого агрессивно нападают на нее, визиты в дом престарелых к отцу, который постепенно теряет память.

В эту обыденную реальность то и дело вклиниваются волшебные элементы, связанные с контактами Тины с природой, которую она хорошо чувствует и с которой ладит (в одной из сцен лисица, к примеру, начинает лизать стекло ее окна). С появлением Воре, предложившего откушать червяков, это волшебное начало приобретает ведущую роль.

Немногословный детектив

Мастерство Али Аббаси заключается в той естественности, с которой он соединяет обыденность и фантазию.

Между словами героев режиссер прокладывает широкие просеки многозначительных пауз и, в то же время, наполняет их отношения чувственностью совершенно особого свойства, которая подчеркивает особую — пограничную — природу героев.

История их отношений разворачивается на фоне участия Тины в важном полицейском расследовании, к которому ее привлекают благодаря удивительным способностям. Она должна помочь раскрыть — учуять — преступную сеть педофилов, которые издеваются над детьми. Это расследование оказывается для героини не менее важным, чем разгадка тайны собственного рождения.

Несколько финалов и множество смыслов

В итоге, картина "На границе миров" постоянно балансирует на стыке жанров — социального кино, волшебной фантазии, семейной драмы, мелодрамы и детектива, регулярные апелляции к которым провоцируют разноплановые зрительские эмоции. Особо мастерски Али Аббаси удается играть ими в финале, по сути, предлагая сразу несколько напряженных развязок.

Такими же многогранными оказываются и возможные интерпретации смысла картины, использующего образ границы, чтобы демонстрировать в том числе и те водоразделы между добром и злом, которые пролегают в сердце каждого человека.

Источник

Читайте также