Настоящая молодость: об украинских фильмах 10-го Одесского МКФ

16.07.2019 0:32

Настоящая молодость: об украинских фильмах 10-го Одесского МКФ

Праздничный калейдоскоп

В этом году Одесский МКФ празднует свой первый юбилей. И планирует это сделать с большим размахом — не только краснодорожечным, над которым нередко (и не всегда неоправданно) иронизируют, наблюдая долгое дефиле гостей, которые направляются в Одесскую оперу на торжественные церемонии открытия и закрытия, но и, собственно, размахом художественным, намного более важным.

В программе ОМКФ этого года среди прочего предусмотрены:

  • сразу два показа под открытым небом на Потемкинской лестнице в живом музыкальном оформлении — классики немецкого экспрессионизма "Кабинет доктора Калигари" Роберта Вине (1920) и диковинной американской ленты "Казаки" (режиссер Джордж В. Хилл, Клеренс Браун, 1928)
  • мини (а с учетом их творческого багажа, даже микро) ретроспективы актрисы Катрин Денев и режиссера Майка Ли, которые получат награды ОМКФ
  • украинские премьеры заметных фильмов из программ главных мировых кинофестивалей. Они "расквартированы" в секциях "Гала-премьеры" и "Фестиваль фестивалей". Некоторые из них, к счастью, уже вскоре появятся в нашем кинопрокате (к примеру, каннские "Паразиты" Пон Джун Хо и "Боль и слава" Педро Альмадовара), но большинству такая участь не светит
  • а также многочисленные специальные события вроде показов документальных лент "Аньес о Варда" Аньеса Варда, "Процесс" Сергея Лозницы, "Свидетели Путина" Виталия Манского и многое другое...

С Украиной в сердце

При этом, само собой, главное на фестивале — это конкурс. На ОМКФ их три — международный, в котором будут представлены 12 картин, национальный, с секциями полного метра (5 лент) и короткого метра (10 лент), и европейский, посвященный документальному кино (8 картин).

Самое важное в Telegram

Настоящая молодость: об украинских фильмах 10-го Одесского МКФ

От Украины в Международном конкурсе принимает участие фильм "Домой" Наримана Алиева, а в Европейском конкурсе документальных фильмов "Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго" Надежды Парфан.

Важной особенностью отобранных в конкурсные программы полнометражных украинских фильмов является то, что все они — дебюты. И все семь получили на свое производство государственную поддержку.

Таким образом, 10-й ОМКФ превращается в своеобразный парад достижений государственной политики поддержки кинематографии, которая дает свои осязаемые творческие плоды и одновременно — в настоящую кинематографическую "Молодость". Учитывая то прискорбное обстоятельство, что на Киевском МКФ "Молодость", формально специализирующемся на молодом кино, в этом году был худо-бедно представлен лишь один полнометражный украинский дебют — американо-украинская "Юля" Рокси Топорович.

Из Канн и Карловых Вар — в Одессу

Главными отечественными киноработами ОМКФ станут ленты, премьеры которых состоялись в параллельных конкурсах Каннского и Карловарского МКФ — драма Наримана Алиева "Домой", принимавшая участие в каннской программе "Особый взгляд", и драматическая комедия Антонио Лукича "Мои мысли тихие", которая 6 июля в Карловых Варах получила специальный приз жюри программы "К востоку от Запада".

"Домой"

В Одессу "Домой" едет транзитом через Румынию и тоже не с пустыми руками, получив награду лучшему фильму Бухарестского МКФ. Лента снята на крымскотатарском языке и рассказывает историю крымского татарина Мустафы (Ахтем Сеитаблаев), который вместе с сыном Алимом (Рамзи Билялов) везет тело погибшего старшего сына из Киева в Крым, чтобы похоронить его согласно мусульманским традициям.

В Украине ленту мало кто видел, но те, кто видел, рассыпаются ей в комплиментах. В частности, кинокритик и глава Украинской киноакадемии Владимир Войтенко прогнозирует, что "Домой" обязательно будет претендовать на награду лучшему украинскому фильму по итогам 2019 года, а Ахтем Сеитаблаев — получит награду за лучшую роль. Тепло отзываются о картине и западные критики. Они сравнивают стиль Наримана Алиева с творчеством турецкого классика Нури Бильге Джейлана, а саму историю рассматривают как своеобразную аллегорию судьбы крымскотатарского народа.

Фильм получил поддержку от Министерства культуры, став победителем конкурсного отбора кинопроектов патриотической направленности (пожалуй, уже ради этого его стоило проводить). Государство профинансировало 80% бюджета ленты, составившего чуть больше 20 млн грн. Продюсер картины Владимир Яценко уже заявил, что будет целить с "Домой" на "оскаровскую" номинацию "Лучший фильм на иностранном языке", так что в кинотеатрах он должен появиться не позднее 30 сентября этого года.

Сцены из фильма

"Мои мысли тихие"

Одной из тем фильма Антонио Лукича тоже являются отношения родителей и детей, которые развиваются в пути. Только путь этот, в отличие от фильма Наримана Алиева, отнюдь не сжатая пружина трагедии, а комедийный маршрут, ведущий в Западную Украину.

Малоуспешный звукорежиссер Вадим (Андрей Лидаговский, рождающий юмор благодаря контрастному сочетанию исполинского роста и мягкого характера) получает очень важное задание записать голоса закарпатских животных. Вот только выполнять его он вынужден с наиболее неподходящим для этого напарником — своей матерью (Ирма Витовская-Ванца).

Тонкое чувство юмора, рождающееся исподволь, Антонио Лукич демонстрировал и в своих короткометражных фильмах — пародии на документальное расследование "Кто подставил Кима Кузина?" и комедии "В Манчестере шел дождь". Эта совместная работа с Валерией Кальченко (соавтором сюжета "Мои мысли тихие") принесла им победу в Национальном конкурсе ОМКФ в 2016 году.

Фильм "Мои мысли тихие" был создан за скромные 9,2 млн грн. Большую часть суммы (8,7 млн грн) выделило Государственное агентство по вопросам кино. Комментируя представленный ниже трейлер, Антонио Лукич отметил, что его старались сделать "намного хуже, чем сделали сам фильм, чтобы не завышать зрительские ожидания от скромного дебюта".

Памятуя о войне

Два фильма Национального конкурса посвящены теме российско-украинской войны. И оба отпразднуют в Одессе свои мировые премьеры.

"U311 "Черкассы" Тимура Ященко, созданный в копродукции Украины и Польши, расскажет, основанную на реальных событиях, историю экипажа украинского тральщика, заблокированного в Крыму "зелеными человечками", но не сдавшегося агрессору.

Премьера военной драмы должна была состояться в прошлом году на День Независимости Украины, но производство затянулось. Впрочем, один благодарный зритель в 2018-м у фильма все же нашелся. Им стал президент Петр Порошенко, который назвал картину одной из семи лучших лент, увиденных им за год.

Бюджет "U311 "Черкассы" составил 39,8 млн грн, из которых финансирование Госкино — 17,3 млн грн. После ОМКФ в кинопрокат фильм планируют выпустить 27 февраля 2020 года.

"Схидняк" Андрея Иванюка в художественной форме представляет личный фронтовой опыт автора — обычный день рядовых военнослужащих, которых играют Богдан Бенюк и Анатолий Максимчук. Бюджет картины составил 10 млн грн, из которых 9,8 млн грн — средства Госкино.

Во время Революции достоинства режиссер и автор сценария Андрей Иванюк и оператор-постановщик картины Андрей Котляр были студентами Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенка-Карого, которых правоохранители задержали 20 января 2014 года за "массовые беспорядки", отправив в СИЗО и под домашний арест.

Документальный парад

Особое внимание стоит обратить и на полнометражные документальные работы, представленные в конкурсных программах ОМКФ. Ведь в последние годы именно украинские неигровые ленты праздновали триумф на фестивале.

"Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго" Надежды Парфан повествует о профсоюзном хоре коммунального предприятия, участники которого пытаются совместить репетиции и заботы, связанные с организацией отопительного сезона.

Премьера ленты состоялась в швейцарском Ньоне, на одном из наиболее значимых мировых фестивалей документального кино Visions du Réel. Бюджет фильма составил 1,17 млн грн, и почти всю сумму на его производство выделило Госкино.

Поскольку режиссер Надежда Парфан и продюсер Илья Гладштейн также занимаются благородным, но весьма неблагодарным делом проката документального кино, их картину,в отличие от большинства украинских неигровых лент, стоит ожидать и вне фестивальных резерваций — в кинотеатрах.

А вот встретить там деликатную работу Вадима Илькова "Папа — мамин брат", которую в том же Ньоне в 2018-м наградили как самый инновационный фильм конкурса, получится вряд ли. Уж слишком долго и неспешно фильм, представленный в Национальном конкурсе ОМКФ, идет навстречу зрителям.

В Киеве эту историю экстравагантного художника Анатолия Белове и его 5-летней племянницы, которую он растит, замещая больную мать, показали в марте этого года. Она стала одной из главных "достопримечательностей" Международного кинофестиваля документального кино о правах человека Docudays UA. Производство фильма с бюджетом 820 тысяч грн целиком было профинансировано Госкино.

Еще один "документальный" участник Национального конкурса ОМКФ — "Панорама" Юрия Шилова — у завсегдатаев фестиваля может родить ощущение дежавю. Вполне оправданное, ведь картина выросла из одноименной короткометражной ленты о киномеханике киевского кинотеатра "Кинопанорама" с 40-летним стажем, получившей в 2016-м диплом Национального конкурса ОМКФ (ее трейлер, отчасти намекающий на то, чего стоит ждать от новой работы, можно посмотреть тут).

Юрий Шилов продолжает следить за ярким героем, виртуозно вплетающим в речь матерные слова, и после того, как тот уходит из кинотеатра на пенсию, пытаясь найти себя на этом новом (и одновременно финальном) этапе жизненного пути.

"Панорама" была создана за 2,9 млн грн в копродукции Украины и Польши при поддержке Госкино, которое выделило на производство фильма 1 млн грн. Премьера ленты состоялась в Конкурсе документального кино МКФ в Карловых Варах.

Источник

Читайте также