Механизмы урегулирования неплатежеспособности банков будут усовершенствованы
Рабочая группа в составе представителей Национального банка, Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) и Всемирного банка предложила меры по улучшению законодательства и нормативной базы в сфере урегулирования неплатежеспособности банков. Разработанный документ содержит основные аспекты будущего механизма, введение которого, как считают его авторы, позволит усилить финансовую стабильность и уменьшить потенциальную потребность в государственной поддержке банковского сектора.
"В течение банковского кризиса 2014-2016 годов успешные операции по восстановлению платежеспособности банков были редкими. Этот процесс был невозможен из-за отсутствия у регулятора необходимых полномочий раннего вмешательства и слишком поздними индикаторами признания банков проблемными и неплатежеспособными", — отметила первый заместитель главы НБУ Екатерина Рожкова.
В частности, предусматривается внедрение перспективного планирования восстановления и урегулирования банков. От банков потребуется разработка планов восстановления деятельности в течение заданного переходного периода. При этом будут установлены упрощенные требования к таким планам для небольших банков.
Кроме того, предлагается ввести процедуру раннего выявления проблем в банках и обеспечить возможность немедленного применения восстановительных мер. Изменения в законодательстве наделят НБУ полномочиями принимать меры на стадии, когда банк еще выполняет нормативы, но количественные и качественные показатели указывают на ухудшение или вероятное ухудшение его финансового состояния. Такими мерами могут стать требование частичного или полного отстранения или замены руководства банка, внесения изменений в организационную структуру банка или в стратегию его деятельности и др.
Предполагается, что немедленное принятие мер по урегулированию предоставит ФГВФЛ больше возможностей для рассмотрения подходов, альтернативных по отношению к ликвидации банков.
Со временем механизм урегулирования неплатежеспособности должен осуществляться без привлечения государственных средств — например, путем обязательного списания и конверсии долевых инструментов или путем операции "бэйл-ин" — конверсии в капитал банка части его обязательств, в частности, перед институциональными кредиторами по межбанковским займам и перед держателями долговых инструментов. Статус переходного банка мог бы использоваться, в отдельных случаях, в течение непродолжительного периода, когда высока вероятность нахождения покупателя для банка.
"Предлагаемый механизм урегулирования неплатежеспособности позволит снять с налогоплательщиков бремя основных расходов, поскольку убытки от неплатежеспособности банка, в первую очередь, будут поглощаться его акционерами, — считает заместитель директора-распорядителя ФГВФЛ Андрей Оленчик. — Кроме того, предусматривается улучшение обмена информацией между НБУ и ФГВФЛ. Он должен осуществляться в режиме реального времени или в максимально приближенном к нему".