Литиевые батареи угрожают экологической катастрофой
Современный мир стремится к интеллектуальной технике, комфорту, экономии и, если говорить проще, — глобальному прогрессу.
Одним из главных направлений в развитии существующих технологий выступает сфера автомобилестроения, где наблюдается постепенный переход от двигателей внутреннего сгорания к электрическим. Но так ли это безопасно и прогрессивно, как нам представляют компании, занимающиеся подобной «реструктуризацией»?
В следствие спроса на экологически чистый автомобиль, не требующий использования горючих жидкостей для езды, увеличилось и производство АКБ для них. Как известно, энергоноситель такого авто — Li-Ion аккумулятор, не имеющий пока что аналогов по характеристикам энергоёмкости и циклам заряда-разряда. Но все качественные показатели литиевой батареи с лихвой перекрываются существенным минусом использования — проблема утилизации отработавших свой срок энергоэлементов.
Литиевая батарея, в особенности электромобильная, содержит в себе чрезвычайно много вредных и опасных веществ, которые просто выбросить не получиться. Учитывая то, что рынок электрокаров уже относительно давно предлагает потребителю свою продукцию, можно сказать, что через несколько лет человечество столкнётся с огромными трудностями по утилизации исчерпавших ресурс аккумуляторов. Чтобы не случился мировой экологический коллапс, учёные Бирмингемского университета стараются привлечь внимание не только производителей электрокаров, но и правительства многих стран к вопросам переработки АКБ, на которых нужно сконцентрироваться как можно быстрей. Сотрудники университета провели исследование, результаты которого неутешительны.
Если брать в расчёт только 2017 год, когда стал наблюдаться резкий скачок интересов к электромобилям, то можно увидеть следующее: количество проданных автомобилей перевалило за миллион, а это значит, что к концу эксплуатации реализованные авто создадут более 250 тысяч тонн вредных отходов из АКБ. Положение осложняется ещё и тем, что не существует универсальных методов утилизации элементов питания из-за того, что нет единых стандартов производства и норм использования химически вредных и опасных веществ. А спрос на бесшумный и электрифицированный транспорт продолжает расти.
По словам исследователей, если от общего количества всего автотранспорта на планете электромобили составят 2 %, они смогут опоясать планету, так как их будет около 140 млн. Случится это ориентировочно к 2040 году. И сложно даже представить, сколько опасных химикатов, вредных металлов, других агрессивных веществ в них будет находиться. Учитывая то, что срок службы среднестатистического литиевого накопителя примерно 5-8 лет или 800-1000 циклов зарядки-разрядки, то задумываться о том, как поступать с использованными элементами, нужно уже сейчас, не откладывая даже на завтра.
Если человечество не сможет придумать действенных промышленных способов переработки батарей, то его ждёт катастрофа! Во-первых, при сохранении существующих темпов увеличения спроса на электрокары, только в одной Великобритании нужно будет построить восемь огромных фабрик для выпуска АКБ, во-вторых, нагрузка, которую будут испытывать полигоны для ТБО, станет непомерной.
Для того, чтобы успешно противостоять надвигающейся угрозе, производителям в срочном порядке необходимо пересмотреть как зарядный цикл, так и методы производства Li-Ion аккумуляторов. По мнению учёных, на первых этапах достаточно будет привести к единому исполнению всю аккумуляторную промышленность — усовершенствовать дизайн, обозначить нормы качества и стандарты безопасности, облегчить переработку вследствие упрощения конструкции, грамотного использования электродных материалов и других факторов. Такой подход позволит сделать утилизацию отслуживших элементов питания дешевле, удобней и гораздо безопасней для окружающей среды.
На реализацию планов по сохранению надлежащей экологической обстановки на самом деле осталось не так уж и много времени, поэтому не только к прогрессу нужно стремиться. Нельзя забывать о том, что все достижения человечества будут бесполезны в мире, где среда обитания не позволит полноценно существовать живым организмам из-за усиленного загрязнения.