Крепче изоленты: о боевике "Небоскреб" с Дуэйном Джонсоном
Километровый небоскреб — подмостки героя
Пожалуй, лишь в дебюте картины режиссер и автор сценария Роусон Маршалл Тербер показывает главного героя Уилла Форда в исполнении монументальной голливудской звезды Дуэйна Джонсона в минуту слабости. Дело происходит десять лет тому назад во время снежной операции по освобождению заложников, которая для отряда ФБР, возглавляемого героем, завершается неожиданной (но жанрово оправданной) трагедией.
Уилл уходит в отставку по состоянию здоровья, начинает новую жизнь специалиста по безопасности и получает фантастический заказ — проверить на разнообразную "прочность" небоскреб в Гонконге, который вздымается над городом на целый километр. Сюда же, в это "восьмое чудо света", на время экспертизы он перевозит семью — супругу (Нив Кэмпбелл) и двоих малолетних детей.
А потом небоскреб, вот ведь незадача, захватывают вооруженные до зубов преступники, которые к тому же поджигают здание, предварительно отключив противопожарные системы. Семья, как жанрово водится в таких случаях, оказывается в огненно-злодейской ловушке, мотивируя героя на выдающиеся свершения, граничащие с абсурдом. Их он усердно будет осуществлять в течение 100 экранных минут, исполненных зрелищными аттракционами за гранью здравого смысла.
В бой с одной ногой
Накануне премьеры Дуэйн Джонсон, являющийся не только главной звездой, но и одним из продюсеров ленты, раскрыл классические образцы голливудского кино, вдохновившие новую работу — "Крепкий орешек" (1988) и "Ад в поднебесье" (1974). С его стороны это, безусловно, было правильным решением, ведь "Небоскреб" уже после появления первого трейлера сравнивали с этими картинами — историей полицейского Джона Макклейна, который в одиночку и босиком вступал в борьбу с бандитами, и фильмом-катастрофой о спасении сотен людей из пылающего недостижимого многоэтажного здания.
Благодаря признанию Дуэйна Джонсона сюжетные и образные заимствования, которыми без меры увиты этажи-эпизоды "Небоскреба", перестают восприниматься ленивым цитированием (к примеру, главного злодея, как и в "Крепком орешке", играет европеец, — датчанин Роланд Мюллер), но превращаются в своеобразные экспрессивные признания в любви — нескладные, чрезмерные, но соответствующие широкому нраву мускулистого улыбчивого двухметрового гиганта.
В итоге, седобородый бритоголовый главный герой в исполнении Дуэйна Джонсона, как и Джон Макклейн 30 лет тому, испытывает сложности, передвигаясь в пространстве, — только не из-за порезов ступней битым стеклом, но из-за протеза, который заменяет ему ногу. И тоже, как и "крепкий орешек", активно использует изоляционную ленту — для абсолютно всего, связанного с антитеррористической борьбой. И во всех без исключения экстремальных ситуациях.
Полубоги среди нас
Эти ситуации густо пропитаны огнем — разгорающимся пламенем пожаров и автоматными очередями злодеев. И то, как Уилл раз за разом находит выход из заведомо проигрышных сценариев, "налезает на голову" с большим трудом. Удержать разваливающийся мост, демонстрируя взбухающую мускулатуру, — легко (пусть и нелегко). Проскочить сквозь острые лезвия турбины, которая крутится в бешеном темпе, — без проблем (хоть и проблемно).
Ну а сигануть со строительного крана, чтобы вернуться в горящий небоскреб, — так это, вообще, запросто. Сей умопомрачительный прыжок даже в трейлере присутствует, недвусмысленно намекая, что в фильме — будет круче. Круче и есть. В итоге, возникает парадоксальное ощущение, что решение частично ограничить подвижность Уилла, снабдив его протезом, было принято авторами "Небоскреба", чтобы переквалифицировать героя из полубога в человека, придав истории хотя бы какую-то реалистичность. И дать злодеям едва уловимый шанс на победу, сохранив в картине подобие какой-никакой интриги.
"Показательные" выступления и "причесанное" зло
Хотя то, что у антагонистов ничего не выйдет, вряд ли вызовет даже малейшие сомнения. Интерес просмотра ленты заключается не в том, чтобы удостовериться, что герой победит, а в том, чтобы, задерживая дыхание от тревожного восторга и страха (отдельные кадры боевика мастерски используют 3D-эффекты, чтобы вселить в зрителей страх высоты), увидеть, как именно он сделает это.
Собственно, "показательный" характер экранного выступления Дуэйна Джонсона, выгодно играющего мускулами в сценах бурлящего физического действия, смакуют и многочисленные третьестепенные персонажи ленты. "Массовка" наблюдает за его акробатическими свершениями на небоскребной высоте благодаря прямой телевизионной трансляции, дублирующей подвиги Уилла и демонстрирующей их с разных ракурсов под восхищенные вздохи толпы.
Это практически спортивное представление дополнено "показательными" выступлениями бандитов, образы которых в "Небоскребе" предстают "одноклеточными", в соответствии с ограниченными требованиями жанра, но внешне колоритными — выделяясь благодаря парикмахерским изыскам. Особо в этом преуспевает антигероиня (Анна Куинливан), у которой пол лица закрыто челкой, что не мешает ей метко стрелять.
Читайте также: Выигранная битва: о фильме "Женщина на войне"
Равноправная семья и дух Сильвестра Сталлоне
Впрочем, наряду с карикатурно причесанными злодеями, "Небоскреб" представляет и более убедительные образы, подбрасывая в экранный костерок скупую драму "надтреснутого" мужского товарищества и создавая объемный образ семьи главного героя, которая отнюдь не является беспомощным объектом приложения его спасительных усилий.
И супруга, и даже малые дети, оказавшись в опасной ситуации, проявляют смекалку и определенную решимость, самостоятельно прилагая усилия, чтобы вырваться из ловушки. Их более-менее адекватные действия добавляют происходящему эмоциональной убедительности, которую усиливают и сценарные "стяжки". Они связывают дебютные семейные беседы за починкой барахлящего мобильного телефона с неимоверно чудесным (а разве может быть иначе?) избавлением из огненного плена в финале.
Впрочем, слепая и неоправданно оптимистичная вера в технику, которую временами демонстрирует "Небоскреб", и в подметки не годится осознанной вере авторов ленты в звездный потенциал Дуэйна Джонсона. Ее авансы он оправдывает полностью, уверенно демонстрируя не только мускулатуру, но и эмоции. Их можно сравнить не только с заявленными "образцами", но и с классическим выступлением Сильвестра Сталлоне в финале "Рокки". Эти прочувствованные переживания героя настойчиво заставляют забыть о многочисленных нелепостях и недоразумениях, которые сопровождали его воссоединение с семьей.