Как государство решило выводить наличку из тени: кешбек и новые правила использования РРО

29.11.2019 14:15

Как государство решило выводить наличку из тени: кешбек и новые правила использования РРО

20 cентября 2019 года Верховная Рада приняла во втором чтении в целом 2 законопроекта:

➡️ №1053-1 "О внесении изменений в Закон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг;

➡️ №1073 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг".

Все самое важное в Telegram

"Жизненный цикл" у этих законов неимоверно быстрый: в течение месяца с дня получения Радой проектов законов, их приняли.

Государство очень обеспокоено тем, что товар продается "в черную" и, соответственно, в казну не поступает в полном объёме суммы налогов, так как денежные средства от продажи многие предприниматели не декларируют.

Чиновники постоянно предпринимают попытки по детенизации наличности. В этот раз решили сделать ход конем — руками потребителя, а именно путем денежной мотивации конечного покупателя. Глава комитета налоговой и таможенной политики Даниил Гетьманцев прокомментировал, что изменения коснутся в основном большого бизнеса, который выдает себя за малый.

"С 2020 года мы планируем фискализировать несколько отраслей, которые несут наибольший риск уклонения от налогов — это прежде всего продажа ювелирных изделий, ресторанный бизнес и торговля электронным оборудованием с гарантией. Там большой бизнес чаще всего выдает себя за малый", — уточнил Гетьманцев.

При появлении данных законопроектов общество яро дискутирует по их поводу: одни считают, что это чистой воды стукачество и очередное давление на бизнес, другие же видят положительные перспективы вывода из тени оборота наличности, и считают что правила игры на рынке должны быть для всех одинаковыми и прозрачными.

В данной статье мы проанализируем, какие изменение ждут предпринимателей на упрощенной системе налогообложения и как будет работать кешбек для покупателей.

Новое законодательство предусматривает использование классического РРО или его альтернативы — программного РРО.

Напомним, что РРО — это регистратор расчетных операций, более известный как кассовый аппарат, и предназначен для регистрации расчетных операций при продаже товаров (предоставлении услуг), операций по купле-продаже иностранной валюты и/или регистрации количества проданных товаров (предоставленных услуг), операций по приему наличности для дальнейшего перевода. РРО нужны для контроля фискальным органом оборота денежных средств предприятий и ФОП, принимающих оплату от населения наличными и платежными картами.

Что же собой представляет программное РРО?

Новый закон определяет программное РРО как программный, программно-аппаратный или программно-технический комплекс в виде технологического и/или программного решения, которое используется на любом устройстве и в котором фискальные функции реализованы через фискальный сервер контролирующего органа, и который предназначен для регистрации расчетных операций.

Простыми словами: это софт, который можно установить на планшет или смартфон продавца, программа по типу интернет-банкинга. Программный РРО будет выдавать электронный чек и передавать информацию о каждой операции на сервер фискалов. Такие софтверные РРО будут подлежать регистрации, то есть ему будет присвоен программным обеспечением фискального сервера контролирующего органа фискальный номер. Также "диджитал" РРО будут вноситься в реестр программных РРО. С помощью такого РРО покупателю предоставляется электронный чек, который может быть отправлен в мессенджер или на электронную почту, а также путем воспроизведения QR-кода на дисплее устройства программного РРО, который позволяет покупателю осуществлять его считывание.

От внедрения программных РРО ожидают упрощение процедуры регистрации РРО — ее проведение средствами электронного кабинета только путем получения фискального номера, который идентифицирует программный РРО в информационной системе контролирующего органа, а также удешевление процесса применения РРО за счет исключения необходимости приобретения классического РРО, который в настоящее время стоит недешево. Глава Государственной налоговой службы Сергей Верланов на брифинге 23 сентября 2019 года пообещал, что ГФС бесплатно предоставит предпринимателям программное обеспечение для скачивания с целью обеспечения функционирования программного РРО.

Если же продавец выдаст чек с нарушениям, покупатель имеет право на так называемый кешбек.

Как работает "кешбек" от государства?

Если потребителю выдали чек с нарушением законодательства, например, в чеке будет отражена неполная сумма покупки, он может подать жалобу на предпринимателя. По результатам рассмотрения такой жалобы государственным органом, в случае установления нарушения продавцом, на последнего накладывается штраф.

Часть такого штрафа в размере полной стоимости приобретенного товара направляется в виде "вознаграждения" покупателю. При этом, стоимость товара должна быть свыше 850 грн. В предыдущих версиях документа стоимость покупки составляла свыше 100 грн. Покупатели смогут с помощью электронного кабинета ГФС проверить подлинность полученного покупателем в пункте продажи товаров расчетного документа, оформить жалобу на продавца товаров за нарушение порядка проведения расчетных операций, а также осуществлять мониторинг статуса ее рассмотрения. Но для использования функционала электронного кабинета потребитель должен иметь ЭЦП.

Благо законодатели исключили такую компенсацию из налогооблагаемого дохода физического лица. То есть, получив возмещение при положительном рассмотрении жалобы, покупатель не должен будет с него уплачивать доход и отражать в налоговой декларации. Воспользоваться опцией кешбека потребители смогут с 1 октября 2020 года.

Кто должен применять РРО? Сроки внедрения новых инициатив

До 1 октября 2020 года РРО и/или программные РРО не применяются плательщиками единого налога ФЛП 2 — 4 групп независимо от выбранного вида деятельности, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1 млн гривен.

Данное правило не распространяется на ФЛП, которые осуществляют :

➡️ реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;

➡️ реализацию лекарственных средств,

➡️ реализацию изделий медицинского назначения и

➡️ предоставление платных услуг в сфере здравоохранения.

То есть, те, кто продают "обычные" товары и у кого доход менее 1 млн грн в год до 1 октября 2020 года не применяют РРО.

С 1 октября 2020 года до 1 января 2021 года РРО и/или программные РРО не применяются плательщиками единого налога ФЛП 2-4 групп, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1 млн. гривен, независимо от выбранного вида деятельности, кроме тех, которые осуществляют:

➡️ реализацию товаров (предоставления услуг) через сеть интернет;

➡️ реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;

➡️ реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставления платных услуг в сфере здравоохранения;

➡️ реализацию ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней;

➡️ розничную торговлю подержанными товарами в магазинах (группа 47.79 КВЭД)

➡️ деятельность ресторанов, кафе, ресторанов быстрого обслуживания, если такая деятельность является иной, чем указано в п. 11 ст. 9 Закона Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг";

➡️ деятельность туристических агентств, туристических операторов;

➡️ деятельность гостиниц и подобных средств временного размещения (группа 55.10 КВЭД);

➡️ реализацию текстиля (кроме реализации за наличные средства на рынках),

➡️ реализацию деталей и принадлежностей для автотранспортных средств в соответствии с перечнем, утвержденным Кабинетом министров Украины.

При этом, с 1 января 2021 года для ФЛП 2-й группы годовой лимит повышается с 1,5 млн до 2,5 млн.

Если у предпринимателя-единщика объем дохода стал более 1 млн за год, применение РРО для такого плательщика единого налога является обязательным.

За бабушек, которые торгуют на рынке, можно не переживать — обязательное применение РРО для таких категорий единщиков (1 группа) не предусмотрено.

Также РРО нет необходимости применять тем, кто осуществляет только безналичные расчеты. Например, представителям IT сферы и креативных индустрий, которые получают денежные средства на свой банковский счет от заказчика, РРО не грозит.

Или, если в месте получения товаров (предоставления услуг) операции по расчетам в наличной форме не осуществляются (склады, места хранения товаров, оптовая торговля и так далее), РРО также не применяется.

Ответственность

Ответственность в сфере применения РРО увеличится. Если раньше за первое нарушение, связанное с РРО, можно было отделаться всего лишь за 1 грн, то теперь сказка закончилась. Но из условного хорошего — штрафы будут возрастать постепенно.

Теперь, если:

➡️ расчетные операции проведены с использованием РРО, программных РРО или расчетных книжек на неполную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг);

➡️ расчетные операции не проведены через РРО и / или программные РРО с фискальным режимом работы;

➡️ расчеты в месте их проведения не соответствуют сумме наличных средств сумме средств, указанной в дневном отчете РРО, более чем на 10 % размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года,

Предприниматели заплатят штраф в переходной период до 1 октября 2020 года в размере:

➡️ 10% стоимости товара, проданного с нарушениями — за нарушение, совершенное впервые;

➡️ 50 % стоимости товара, проданного с нарушениями — за каждое следующее совершенное нарушение.

После переходного периода размер штрафов будет следующим:

➡️ 100 % стоимости товара, проданного с нарушениями — за нарушение, совершенное впервые;

➡️ 150 % стоимости товара, проданного с нарушениями — за каждое следующее совершенное нарушение.

Фискальный подход со стороны государства никогда не приветствовался украинским сообществом. Но, как говорится, нужно видеть везде плюсы и в данном случае они могут заключаться в постепенной, а не резкой фискализации, внедрении простого в использовании и технологичного софтверного РРО, усовершенствовании защиты прав потребителей. И как всегда не покидает надежда, что приток денежных средств в виде налогов от детенизации, действительно пойдет на ощутимые улучшения для украинцев.

Источник

Читайте также