Как антитабачное лобби наносит вред здоровью украинцев и экономике Украины

03.02.2021 21:06

Очередная попытка антитабачного лобби сыграть в деструктивную игру — принять законопроект №4358 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно охраны здоровья населения от вредного воздействия табака" может вызвать у людей, знакомых с этой эпопеей, только недоумение.

Откровенно сырой проект закона, который предполагает целый ряд ограничений для табачной промышленности, торговли и потребителей, да еще и прямо противоречит уже принятым законами страны и Директивам ЕС, снова готовят к первому чтению в Верховной Раде. Причем сам закон — старый и уже отвергнутый в парламенте, на нем лишь сменили номер исключительно для того, чтобы эта казуистика с документами выглядела более солидно и представительно.

Подпишитесь на канал DELO.UA

Мотором этих странных попыток выдать старое за новое стала депутатка от "Слуги Народа" Лада Булах, которая заручившись поддержкой общественной организации "Життя", финансируемой фондом Блумберга, работает лицом этой откровенно манипулятивной стратегии по продвижению в законодательство норм, которые могут иметь глубокие последствия не только для экономики страны, но и для здоровья украинцев.

Почему антитабачный законопроект Булах до сих пор так и не получил одобрения в парламенте? Все просто — предлагаемые в нем ограничения не соответствуют директивам ЕС и конвенции ВОЗ по борьбе с табакокурением. В существующем виде он приведет к результатам, которые его авторы, очевидно, не просчитывали и даже не планировали этого делать. И хотя в декабре 2020 года профильный комитет Рады рекомендовал отправить его на первое чтение, как следует из заявления ЕБА, обсуждение законопроекта в рамках рабочей группы было исключительно формальным — консультации и дискуссии в профессиональной среде не проводились, очевидные несоответствия законам Украины и директивам ЕС исправлены не были. Тем не менее, уже в пятницу, 5 февраля, проект закона могут рассмотреть в зале заседаний ВР.

Закон о запрете всего

В проекте закона предлагается стандартизировать упаковки табачных изделий, чтобы они были одинаковыми для всех брендов. В Директиве 2014/40/ЕС, на которую ссылается Лада Булах, таких предписаний просто не существует.

Также в проекте закона авторы предлагают запретить продажу и производство пачек с закругленными краями. Но именно такие пачки Украина экспортирует в страны ЕС! Точно также идея прятать сигареты, сигариллы и сигары с витрин в магазинах, киосках и других точках продажи — взята с потолка. Никакие нормы Евросоюза и ВОЗ этого не предполагают. Более того, запрет на выкладку легального товара на витринах приведет к росту нелегального рынка и сокращению официальных точек продаж.

В законопроекте Булах существует прямое нарушение прав и свобод украинских граждан в отношении запрета на продажу табачных изделий лицам, моложе 21 года. В то время как официальный возраст совершеннолетия в Украине, что подразумевает получение всех прав и свобод гражданина, наступает в 18 лет. К чему это приведет? Вне всяких сомнений, к очередному взрывообразному скачку нелегального рынка. Который, по данным компании Kantar, в октябре 2020 года достиг 10% от общей доли табачного рынка. В итоге потребитель будет все равно курить, но не сертифицированный (а значит потенциально опасный) продукт, с которого еще и не уплачены налоги в бюджет.

Это только самые грубые несоответствия проблемного законопроекта. Кроме них, есть еще множество нюансов, которые антитабачное лобби не предусмотрело, или не захотело предусмотреть, готовя документ к голосованию в Верховной Раде.

Вольное прочтение Директивы ЕС

Например, в антитабачном законопроекте Лады Булах прописан запрет на производство табачных изделий с добавками. Директива ЕС действительно запрещает добавки, но только ароматические и вкусовые добавки. В то время, как при производстве сигарет используют сахар, который потом выводится из табака в процессе сушки. Таким образом, проект закона, который предлагается к рассмотрению в Раде, фактически запрещает производство сигарет по стандартной технологии. Какими могут быть последствия для табачного бизнеса — судите сами.

Разумеется, все эти недоразумения потребитель решит простым способом — покупкой желаемых сигарет и других табачных изделий со вкусами и ароматами на нелегальном рынке. И неизбежно столкнется с тем, что нелегальная продукция не соответствует технологическим требованиям. Проще говоря, "нелегалы" могут добавить в сигареты все, что угодно. Кроме того, запрет Директивы ЕС не распространяется на вкусовые и ароматические добавки в электронных сигаретах. В законопроекте Булах такой запрет предлагается наложить и на электронные сигареты.

Похожая ситуация и с формой сигаретных пачек. В законопроекте Булах прописан запрет на производство и продажу пачек сигарет с закругленными краями, и речь идет о пачках прямоугольной формы, а в Директиве ЕС упоминаются пачки кубовидной формы. И здесь возникает вопрос технологии производства — в угоду законодательным ноу-хау от Булах его придется полностью перенастраивать. Но самое интересное то, что при наличии медицинского предупреждения такой же площади Директива ЕС разрешает производство пачек кубовидной формы, в том числе с закругленными краями. Почему в законопроекте Булах, который, как она утверждает, "целиком и полностью соответствует Директиве", этот момент упущен?

Лоббисты законопроекта №4358 предлагают отсрочку его вступление в силу — год после принятия. Хотя с учетом всего вышесказанного, никакого переходного периода не будет достаточно, чтобы даже попытаться его гармонизировать с украинским законодательством, Директивами ЕС и здравым смыслом. Кстати, та же Директива предполагает, что для введения в силу антитабачного законодательства нужно не менее двух лет. Но антитабачное лобби, похоже, преследует какие-то другие цели, нежели демонстрацию заботы о здоровье украинских граждан. Эксперты считают, что во всей этой бурной деятельности вообще не было никакого смысла — достаточно было прямой имплементации Директивы ЕС, регулирующей продажу и изготовление табачных изделий.

Источник

Читайте также