Ironman: как гонка для профессиональных спортсменов стала популярной во всем мире
В 1978 году на Гавайских островах между американским военнослужащим Джоном Коллинзом и его коллегами завязался спор, кто же выносливее: пловцы, велосипедисты или бегуны. Офицер Джон Коллинз и его жена Джуди, у которых раньше уже был опыт участия в спортивных соревнованиях, решают организовать гонку, которая объединит все эти состязания. Испытывали не столько выносливость организма человека, сколько силу воли спортсменов.
В первой гонке Ironman в феврале 1978 года стартовали 15 спортсменов, в основном коллеги-военнослужащие Джона Коллинза, которые уже занимались триатлоном, и члены местных спортивных клубов. В честь одного из местных бегунов, который изматывал себя тренировками, и были названы соревнования. Тогда Коллинз сказал: "Кто бы ни финишировал первым, мы назовём его Ironman!". Добежать до финиша смогли 12 из 15 энтузиастов.
Перед началом триатлона каждый участник получил бумажку с подписью: "Проплыви 2,4 мили (4 км)! Велогонка 112 миль (180 км)! Пробеги 26,2 мили (42 км)! Гордись этим всю оставшуюся жизнь!!!". Теперь эта фраза является зарегистрированной торговой маркой. Участники должны были преодолеть дистанцию по часовой стрелке вокруг острова Оаху и финишировать около башни Алоха — одной из главных достопримечательностей города Гонолулу. Эта первая гонка и дала старт состязанию, который в итоге превратился в бренд.
Влияние одного репортажа
Соревнования Джона Коллинза могли быстро закончиться, но на второй гонке присутствовал журналист Sport Illustrated Барри МакДермотт. Концепция спортивного соревнования настолько его впечатлила, что он написал большой репортаж. После выхода материала Ironman заинтересовались авторы программы Wide World of Sports телеканала ABC. Продюсеры хотели снять документальный фильм, но Джон Коллинз предложил им просто транслировать гонку в эфире. Как результат за третьими соревнованиями следила вся спортивная Америка. С этого момента, количество участников из года в год увеличилось от сотни до нескольких тысяч. И даже введение стартового взноса ($600-800) не остудило пыл желающих. Бренд Ironman стал стремительно развиваться, к 1986 году призовой фонд состязаний уже составлял $100 тыс. и у бренда появляется первый большой спонсор — Bud Light.
В 1990 году американский офтальмолог и бизнесмен Джеймс П. Джиллс, который неоднократно принимал участие в "железных" гонках, покупает права на состязания за $3 млн. Развитием бренда стала заниматься его компания World Triathlon Corporation (WTC).
Ironman из гонки для желающих испытать свое тело на выносливость, превращается в торговую марку на миллиард долларов, с постоянными спонсорами (Active, Craft, Isuzu, Subaru), своим мерчем (продукция с логотипом Ironman) и репортажами в мировых СМИ. Под брендом Ironman продается одежда, аксессуары, спортивный инвентарь и даже саму лицензию на использование названия Ironman можно купить.
Компания зарабатывает не только на регистрации участников. За $9 000, например, атлеты получают услуги личного помощника, который закажет авиабилеты и забронирует гостиницу, присмотрит за детьми или купит любимую еду в дорогу.
Все это приносило компании каждый год доход в $180 млн.
Направление — Азия!
В 2015 году китайский конгломерат Dalian Wanda купил WTC за $650 млн. Компания заявила, что планирует выйти с брендом Ironman на азиатский, в частности, на китайский рынок. Это должно увеличить популярность этого вида экстремальных гонок на континенте, ведь на тот момент гонки Ironman проходили преимущественно в США и Европе. Ежегодно проходит несколько сотен различных соревнований по триатлону под эгидой бренда Ironman и принимают в них участие сотни тысяч человек. В Азии же уже до конца 2019 года запланировано проведение 26 мероприятий.
"Белые воротнички" — новые "Ironman`ы"?
Начиная с 2012 года в экстремальных соревнованиях начинают принимать участие все больше владельцев бизнеса и топ-менеджеров. Журнал Fortune посчитал, что, средний доход людей, которые принимают участие в Ironman, составляет $174 тыс. в год. Если говорить про топ-менеджеров, основной их доход — это высокие зарплаты. Президенты и CEO компаний, которые участвуют в этих гонках, получают свой доход преимущественно от владения инвестиционных, венчурных фондов или бизнеса в сфере IT.
Постепенно гонка Ironman встает в один ряд с гольфом, поло и другими спортивными увлечениями богатых и обеспеченных людей. Хорошая физическая форма и желание добежать до финиша — это не единственное, что нужно иметь для участия в ней. Сама регистрация на соревнования стоит около $700. Кроме того, нужно купить хороший велосипед, купальный костюм, удобную спортивную обувь и различные гаджеты для измерения скорости, пульса и пр. Стоимость всей экипировки может доходить до $30 тыс.
Несмотря на свою элитарность, сегодня Ironman набирает массовую популярность. В него приходят представители среднего класса, офисные клерки и айтишники.