Иллюзия обмана: о комиксе "Человек-Паук: Вдали от дома"

30.09.2019 7:48

Иллюзия обмана: о комиксе "Человек-Паук: Вдали от дома"

Подростковый юмор и героический драматизм

Фильм "Человек-Паук: Вдали от дома" обладает особой интонацией, весьма несхожей на другие экранизации комиксов Marvel. Все потому, что в его центре находится подросток Питер Паркер (Том Холланд). Он брошен в героическую борьбу за мир во всем мире (и во Вселенной, раз уж на то пошло) и одновременно пытается совладать с обыденными юношескими проблемами: отношениями со школьными товарищами и несмелыми попытками добиться расположения Мишель (Зендая). Девушка приглянулась герою еще в первой части его "именной" киноистории "Человек-Паук: Возвращение домой", которая вышла на экраны аккурат два года тому.

Режиссер Джон Уоттс, трудившийся и над "Возвращением домой", безотлагательно сталкивает эти несхожие по эмоциональному вектору и зрелищному размаху темы. Уже в первых двух сценах он дает зрителям возможность составить представление о том, какими будут 129 минут ленты: сперва демонстрирует, как в Мексике неизвестное чудище крушит дома, а ему противостоит неизвестный летающий герой в алом плаще (Джейк Джилленхол), а после — отдается во власть YouTube и эмоционального наивного видео, слепленного школьниками в память о павших супергероях, которое коротко пересказывает итоги предыдущей серии — недавних "Мстителей: Завершение".

Самое важное в Telegram

Юный туризм и разрушение старой Европы

До поры до времени именно подростковая романтическая комедия уверенно занимает первый план картины. И, пожалуй, удается авторам лучше всего. Сказать, что они как-то по-новому рассказывают о взаимоотношениях молодых людей, — нельзя. Но делают они это с высокопрофессиональной точностью и неподдельным энтузиазмом, дарующим ощущение свежести.

Искры юмора во "Вдали от дома" прежде всего выбивают из несоответствия между самоощущением и реальными возможностями героев (в случае с Питером, наделенным сверхъестественными способностями и врожденной скромностью, этот прием работает практически безотказно), а также — благодаря прямой эксплуатации комического потенциала исполнителей (к примеру, Джей Би Смува и Мартина Старра, сыгравших учителей, а также Джона Фавро и Марисы Томей, персонажи которых из фильма в фильм поддерживают героя).

Постановочный же размах, достойный произведения по комиксам Marvel, ленте придают места и контекст действия. Питер с классом отправляется в туристическую поездку Европой, планируя завоевать любовь Мишель, но уже в стартовом пункте назначения, Венеции, сталкивается с необходимостью воевать с чудовищем, которое колошматит славные памятники архитектуры. Продолжаются эти разрушительные столкновения и в Праге, и в Лондоне, где в них кроме Питера принимают участие новый герой в алом плаще, нареченный общественностью Мистерио, и руководитель "Мстителей" Ник Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон), хмурящий свой одинокий глаз.

Волшебное таинство технологий

Угрозы, от которых Питер должен уберечь окружающих, — двояки. Одни из них связаны с чудесным (монстры, атакующие города, представляют четыре стихии и, судя по всему, приходят на Землю из параллельного измерения), другие — с вполне осязаемым: современными технологиями, контроль над которыми герою завещал Тони Старк. В основном, это военные дроны. Со временем они, словно пчелиный рой, густо заполоняют воздушное пространство, рождая стойкое ощущение, что во "Вдали от дома" дрон на дроне сидит и дроном погоняет.

Мистическое и рациональное начала проявляют себя и на уровне мировоззрения персонажей. Один из учителей ищет в происходящем козни ведьм. Мишель анализирует события, используя дедукцию. А Питер, отличающийся проницательным пониманием того, как технологии влияют на восприятие реальности, постепенно раскрывает свое особое "паучье" чувство, позволяющую ему иначе видеть мир. Правда, это нисколько не мешает авторам ленты иронизировать над тем, как "подкованный" герой технологии использует крайне неумело, и, тем более, поместить его в иллюзорный мир, в котором реальность от вымысла отличить невозможно.

Обманываться рады…

Эту иллюзию авторы "Вдали от дома" создают с той безусловной визуальной убедительностью, которая отличает современное голливудское кино вообще и киносериал Marvel в частности. Нужно отдать им должное: они мастерски "путают следы", не позволяя зрителям заранее расшифровать свой замысел, самостоятельно распознать, что в фильме идет не так, и лишить себя радости неожиданного открытия. Наоборот, долгое время кажется, что этого сознательного "не так" в ленте вообще не существует. А ее несколько ленивые сценарные ходы являются случайным следствием того, что создателям киносериала Marvel успех, наконец, вскружил голову, а чувство меры — изменило.

Подобное предположение не соответствует действительности. В действиях Джона Уоттса и его творческой команды сквозит уверенность, а не самоуверенность. Они умело, осознанно и без шапкозакидательства играют ожиданиями зрителей, иронично превращая потенциальные недостатки ленты в ее неожиданные художественные достижения. И, удивительным образом, приберегая главные козыри для финальных сцен, которые идут во время и после убегающих титров.

Они доводят игру в иллюзию практически до абсурда, устанавливая сюжетную связь ленты не только с "Мстителями...", но и с "Капитаном Марвел". А главное — завершают построение "преемственных" взаимосвязей между Питером и главной звездой "Мстителей..." Тони Старком, своеобразно отражая во "Вдали от дома" финал "Железного человека", с которого началось триумфальное восхождение киносериала Marvel десятилетие тому. И, тем самым, подталкивая заинтригованных зрителей ждать следующего фильма цикла даже более жадно, чем следует.

Сергей Васильев для delo.ua

Источник

Читайте также