III Industrial Robotics Workshop: для роботизации нужны люди!
Первая ассоциация, которая приходит в голову многим людям при слове «робот» — это некое волшебное средство, с помощью которого хозяева заводов могут «оптимизировать» (читай — уменьшить) количество сотрудников. Но, как показал прошедший 24 апреля 2019 г. в Москве Третий воркшоп по промышленным роботам, в реальности все не так просто. Главной проблемой при внедрении роботов в нашей стране является... нехватка кадров.
Современным средством обмена опытом, определения основных направлений развития отраслей и выработки совместных решений являются воркшопы. С 2018 г. в Москве регулярно проводятся воркшопы по промышленной робототехнике. В прошлом году их было два, а 24 апреля нынешнего года состоялся уже третий воркшоп. Организаторами данного воркшопа выступили Национальная ассоциация участников рынка робототехники (НАУРР) в партнерстве с Минпромторгом России, Международной федерацией робототехники, Фондом развития промышленности и Агентством по технологическому развитию.
Робототехника сейчас широко применяется в электротехнике и электроэнергетике. Например, применение роботов при изготовлении распределительных шкафов позволило повысить точность сварки каркаса шкафа. В результате удалось устранить некоторые операции подгонки при сборке шкафа на объекте, что значительно упростило его установку и уменьшило количество необходимых для этого сотрудников до одного человека. Использование роботов также позволяет производить электротехническое оборудование мелкими сериями под конкретные нужды заказчиков. Это повышает конкурентоспособность производителей из Евросоюза, США и России по сравнению с компаниями из Юго-Восточной Азии, так как доставка продукции оттуда выгодна только при крупносерийном производстве. В конечном счете, возвращение производства в Россию представляется важнейшей социальной задачей. В экспериментальном порядке применяются роботы в нашей стране и для контроля состояния проводов воздушных линий электропередач.
Одной из наиболее «роботизированных» отраслей в мире сейчас является автомобилестроение. Поэтому неудивительно, что, пожалуй, самый большой интерес у присутствовавших на воркшопе вызвал доклад заместителя директора по развитию роботизации производства ПАО «Камаз» Равиля Хисамутдинова. Кстати, на «Камазе» производятся не только легендарные грузовики, но и электробусы, а еще компания имеет большие виды на производство электромобилей.
«Камаз» всегда был в числе наиболее передовых предприятий нашей страны, и промышленные роботы появились там одними из первых. К 2017 году роботы первого поколения, установленные на линии сварки высокой крыши грузовиков, уже полностью выработали свой ресурс. Семь роботов удалось поменять за два месяца на более современные производства японской компании Fanuc. Эти роботы относятся уже к четвертому поколению, то есть удалось «перепрыгнуть» через несколько поколений робототехники. Освоение принципиально новой техники далось непросто, но в итоге все трудности было преодолены.
Что это дало производству? Самое главное, было расшито «узкое место». Более современное оборудование на других участках конвейера может работать быстрее, чем устаревшие модели роботов. В дальнейших планах — внедрение роботов на других сварочных линиях предприятия. Сварка — дело вредное для здоровья, специалистов по сварке не хватает, и сразу их взять неоткуда, так как сварщик наивысшей квалификации должен совершенствовать свое мастерство на протяжении многих лет.
Высокий уровень мероприятия подтвердило участие в нем Андреаса Бауэра, председателя Комитета поставщиков роботов International Federation of Robotics, вице-президента по стратегии, операциям и корпоративному маркетингу немецкой компании Kuka. Современным направлением развития производства стала концепция «Индустрии 4.0». По словам Андреаса Бауэра, данная концепция в первую очередь требует обмена информацией в реальном масштабе времени в цифровой форме между всем оборудованием, установленным в заводских цехах. Роботы Kuka отвечают этому требованию, в них предусмотрены необходимые интерфейсы, используемые в промышленности. Полностью эксклюзивное интервью Андреаса Бауэрса будет опубликовано в журнале «Электротехнический рынок», № 3 за 2019 год.
А теперь собственно, о кадровом вопросе, которому было посвящено более трети времени проведения воркшопа. Именно этот вопрос вызвал самые оживленные дискуссии.
Для внедрения роботов нужны специалисты, которые умеют настраивать и программировать эту «умную» технику. Руководители промышленных предприятий жалуются на нехватку таких специалистов. То есть внедрение роботов, получается, не решает проблему кадрового голода в промышленности, а, наоборот, ее усугубляет?
Начнем с того, что даже ведущие эксперты по робототехнике пока не пришли к единому мнению, какие специалисты нужны, как и где их готовить. Распространенным мнением является то, что роботами должны заниматься инженеры, то есть люди с высшим техническим образованием. Таковых сейчас готовят мало, а качество подготовки оставляет желать лучшего. И дело не только в том, что технические вузы в нашей стране пока не могут закупать новейших промышленных роботов, а значительная часть преподавателей не готова осваивать новую технику. Высшая школа консервативна по своей сути, от появления новой технологии до ее внедрения в учебную программу проходит несколько лет, а робототехника развивается гораздо быстрее.
Поэтому специалистов по робототехнике готовят на краткосрочных курсах за 1-2 недели. Естественно, столь малый срок обучения подразумевает, что специалист еще должен доучиваться на производстве. Но самое важное, что, по словам исполнительного директора НАУРР Алисы Конюховской, программа таких курсов никак не зависит от начальной подготовки слушателей. То есть, есть у слушателя высшее техническое образование, есть непрофильное высшее образование или нет высшего образования вообще, — программа одна и та же. Тогда встает вопрос, а нужно ли в принципе для специалиста по робототехнике высшее образование? Участники воркшопа считают, что высшее техническое образование в любом случае будет полезно, потому что в дальнейшем возможен карьерный рост специалиста, и тогда оно ему пригодится.
Краткосрочные курсы по робототехнике проводятся на коммерческой основе. Но почему бы не давать такие знания в вузе студентам, обучающимся за счет бюджета, решив тем самым важную социальную проблему трудоустройства выпускников, а заодно и помогая развитию промышленности? Тем более, нужных кадров не хватает. Другая точка зрения — на рынке труда сейчас конкуренция, хочешь найти работу — плати сам за обучение. В итоге к единой точке зрения по данному вопросу участники воркшопа так и не пришли.
На воркшопе, помимо площадки для дискуссий и общения специалистов, была развернута экспозиция промышленных роботов и решений на их основе. Были представлены промышленные роботы и решения на их основе от компаний Kuka, Kawasaki Robotics, ABB и ABAGY Robotic Systems. Экспозиция показала, что даже на нынешнем уровне развития технологий в робототехнике, когда есть еще к чему стремиться, роботы довольно просты в управлении и дружелюбны к человеку. Не исключено, что пока решается вопрос, кого и как готовить для управления роботами, проблема будет исчерпана. Смартфоны, которыми мы пользуемся, превосходят по своей вычислительной мощности суперкомпьютеры недалекого прошлого. Но никакого специального образования для работы с ними уже не требуется.