Геморрой среднего возраста и творческого роста: о комедии "Встреча одноклассников"
Три одноклассника
В центре ленты, созданной по заказу телеканала НЛО TV, находятся три школьных друга слегка за сорок, сохранившие теплые отношения. Алексей, он же Леха (Алексей Нагрудный), растит с супругой двух детей и проектирует многоэтажки. "Звездный" Валерий (Валерий Харчишин) играет громкие концерты и всегда окружен толпой фанаток. А седой Андрей (максимально естественный Андрей Бурым) успешно занимается бизнесом — держит птицеферму.
Кому — выступать, кому — надувать
Инициативная староста класса, которая за долгие годы нисколько не растеряла своего задора (Виталина Библив украшает финальный акт комедии), делает героям предложение, от которого они не могут отказаться — приглашает их на празднование 25-летия окончания школы. Встречи одноклассников традиционно происходят в феврале и авторы сознательно подгадали к ним выход ленты. Алексей на вечер должен подготовить торжественное выступление, Валерий — исполнить песню, а Андрей — надуть шарики (и поэтому путешествует с баллоном с гелием).
Геморрой, секс, мастурбация
Использование и баллона, и гелия становится предметом немалой доли шуток. Они отмечены тематическим подростковым задором, оттененным многолетним половозрелым опытом и некоторой усталостью героев от жизни, которую они, как в свое время Данте, уже прошли до половины. Комедию это рождает, впрочем, далеко не божественную.
Ее максимально широкие вкусовые пределы Валентин Шпаков и многоликая команда сценаристов бескомпромиссно определяют уже в дебюте. Алексей страдает геморроем, зажимая палец проктолога в заднице. Валерий механически сношает очередную фанатку после концерта, иллюстрируя разлад в семье. А Андрей, пережив развод и "подсев" на порнографию, мастурбирует по нескольку раз в день.
Баня, клубы, алкоголь
Разнообразную активность "ниже пояса" герои будут практиковать и накануне, и во время встречи выпускников. В программе борьбы с кризисом среднего возраста — употребление в большом количестве алкоголя, поставляемого в бутылках с аккуратно развернутыми в кадр этикетками, посещение бани, ночного клуба и прочие телесные забавы, способные создать плацдарм для острых шуток и недвусмысленно двусмысленных мизансцен.
Стреляющие ружья
Юмористическое повествование при этом выстраивается практически безукоризненно, следуя чеховскому правилу "стреляющего ружья" (и, само собой, категорически отринув чеховскую деликатность), как в базовых поворотах, так и в колоритных деталях сюжета:
- если герою А предлагают наркотики, он употребит их в самый неподходящий момент;
- если героя Б попытаются уберечь от встречи с любовником жены, он обязательно с ним встретится;
- если прозвучит предостережение не путать крем от геморроя и зубную пасту, их обязательно перепутают (ха-ха);
- если в точке общепита на девичью щеку брызнет майонез, символизируя сперму, то в дальнейшем зрителям не преминут продемонстрировать сперму как таковую, причем сразу в нескольких экземплярах;
- ну а если герои решат побрить пах, то, само собой, неоднократно будут возвращаться к этой косметологической теме (спасибо, что без особой наглядности).
Карнавал и семейные ценности
Подобную юмористическую свободу, с одной стороны, граничащую с пошлостью, а с другой — глубоко укорененную в народной, карнавальной традиции низовой культуры, авторы ленты эффективно, пусть и довольно неожиданно, соединяют с проникновенным утверждением консервативных семейных ценностей, отрезвляющее осознание значимости которых и "вытягивает" героев из кризисной ямы. Подобный симбиоз громогласного хохота и тонкой эмоциональной проникновенности уверенно удерживает фильм Валентина Шпакова, то и дело рискующий скатиться в безвкусицу, на художественном плаву.
Пределы пределов
На премьере ленты гостям выдавали "продуктовый набор" для встреч одноклассников — презерватив, жевательную резинку и таблетку для облегчения симптомов похмелья. Учитывая демонстрируемую на экране питейную активность, к нему вполне можно было бы присовокупить еще и рвотные пакеты. Героям они бы точно не помешали. А вот зрителям вполне можно без них обойтись.
Ханжески критиковать ленту из-за того, что она расширяет пределы дозволенного, заходя на территорию раскованных комедий, характерных как для Европы (фильм снят по мотивам датской ленты), так и США, но пока не до конца освоенных в Украине, — в корне неверно. Скорее, к ее появлению стоит отнестись философски — как к необходимому и, в целом, успешно и с юмором пройденному этапу развития национального кино.