Электроэнергия «на рельсах» во время Великой Отечественно войны
Не секрет, что во время Великой Отечественной войны всем приходилось крайне нелегко. Многого не хватало, ещё большего просто не было. Это тяжёлое время бед, лишений и испытаний для всей нашей страны. Но, несмотря ни на что, советский народ всё-таки смог сделать, казалось бы, невозможное. И об одном таком «невозможном» примере сегодня, в преддверии Великого дня Великой Победы и хочется немного рассказать.
С 1942 года, когда советская армия перестала отступать и с боями и огромными усилиями начала освобождать оккупированные земли, энергетики того времени столкнулись с весьма непростыми сложностями, которые заключались в следующем.
Освобождённые территории лишились одного из главных ресурсов, а именно — электростанций и энергооборудования. Понятное дело, что было оно уничтожено или вывезено немцами намеренно, так как никакая восстановительная и прочая деятельность уже даже в то время без электричества была немыслима, что существенно затрудняло дальнейшие планы и перспективы. И как бы ни парадоксально это звучало, но для восстановления энергоснабжения нужно было энергоснабжение — линии электропередач, электростанции и энергетические мощности.
В тех условиях создать всё вышеперечисленное за короткий срок просто не представлялось возможным, так как на это нужно было время, силы, люди, ресурсы и многое другое. А ведь кругом война, которая и без того отнимала всё. Но советские люди были бы не советскими людьми, если бы не нашли выход из такой, казалось бы, неразрешимой ситуации.
Для решения возникшей задачи было предложено использование энергопоездов в качестве передвижных электростанций. Первые из таких поездов были спроектированы и созданы ещё в 1934 году.
Они стали аналогом небольших передвижных электростанций, в которых функцию парогенераторов выполняли паровозы, распространённые в то время. Турбинный агрегат и конденсатор к ней собирались на отдельных ЖД-платформах; РЭУ со щитом управления, жилые и бытовые помещения размещались в двух крытых вагонах.
Перед установкой агрегатов на передвижной состав, предварительно замерялись габариты силового оборудования, подлежащего демонтажу в Калуге, Ярославле и других городах. Занимались этим энергетики ПКБ «Мосэнерго», затем проектировалась установка на платформы. После чего, готовый и укомплектованный всем необходимым состав мог отправиться до места назначения.
Обычно, мощность устанавливаемых генераторов составляла от 500 до 1500 кВт. Кому-то эта цифра может показаться маленькой и не серьёзной, особенно в современном мире электроэнергетики, но тогда, этого было вполне достаточно для обеспечения неотложных и приоритетных городских нужд.
В начале 1943 года на Фрунзенской ТЭЦ создаётся цех энергопоездов, где монтируются 4 поезда. Первый из них был готов 15 февраля 1943 года. Поезд был отправлен в Сталинград, располагая 750-ти кВт силовой установкой, снятой с Ярославской городской электростанции. Второй энергопоезд был укомплектован турбогенератором, мощностью уже в 1500 кВт, заимствованном с Калужской городской электростанции.
Затем, после Сталинграда, энергопоезда стали обслуживать и другие города СССР.
Если вдруг возникала необходимость в увеличении мощности, а паровоз не справлялся, то могли построить для этих целей отдельную котельную.
К 1946 году потребность в таких составах стала столь велика, что в стране создаётся Государственный трест передвижных электростанций, предоставлявший энергопоезда по всему Советскому Союзу.
Даже после завершения войны и начавшемуся повсеместному и усиленному восстановлению как энергетики, так и другой промышленности, энергопоездам всё равно находили применение — они обеспечивали электричеством Чукотку, кое-где заменяли или усиливали электростанции, являясь мобильными и легко транспортируемыми устройствами энергоснабжения и т. д.
Таким образом, поезда отработали вплоть до конца 60-х годов. А в некоторых местах ещё и дольше.
Так что, дорогой читатель, как видно из представленного для ознакомления материала, поезд — это не только 7 суток Москва-Владивосток в окружении приятных соседей, бегающих детей и других дорожных прелестей, но ещё и очень полезное инженерное решение, позволившее в кратчайшие сроки предоставить необходимую помощь и энергоресурсы для восстановления страны в военные и послевоенные годы.