Достойное разнообразие: об украинских победителях ОМКФ и ближайшие даты проката
На 9-м Одесском международном кинофестивале (ОМКФ) жюри Национальной конкурсной программы и жюри Международной федерации кинопрессы FIPRESCI отметили семь отечественных картин.
Главным триумфатором стал документальный фильм Александра Течинского "Дельта", получивший "Золотой Дюк" и диплом Международной федерации кинопрессы FIPRESCI, о котором delo.ua уже писало. Теперь речь пойдет о шести лауреатах Национального конкурса.
Лучший режиссер полнометражного фильма:
Тоня Ноябрева, "Герой моего времени"
Призом за режиссуру была отмечена Тоня Ноябрева.
В своем дебютном полнометражном фильме "Герой моего времени" она иронично рассказала историю провинциала Жорика (Евгений Бушмакин), который пытается покорить столицу, поднявшись на "социальном лифте" в ситуации, когда даже обычный лифт в многоэтажном панельном доме не работает.
Комедия стилистически продолжает успешные короткометражные ленты Тони Ноябревой "День независимости", где ярко проявил себя исполнитель главной роли, сыграв во многом схожего, вглядывающегося в будущее и строящего оптимистичные проекты, персонажа, и "Все будет хорошо", где была показана непричесанная повседневность — социальная реальность остановок общественного транспорта и стихийных рынков.
Сохранил "Герой моего времени" и стремительность короткометражных лент — благодаря избранной структуре повествования. 80-минутный фильм состоит из трех вполне самостоятельных новелл, посвященных взаимоотношениям героя с ЖЭКом, современным искусством и "смутным объектом желания". Комедийную искру в каждой из них высекает игра острых контрастов: к примеру, попытки общественной самоорганизации сталкиваются с бесконечными очередями и коррупцией, а любовь — с отсутствием средств.
Точно выхваченные меты окружающей действительности соседствуют в "Герое моего времени" с резкими карикатурными упрощениями, которые приобретают в весе благодаря таланту Евгения Бушмакина. Его герой — простак — своей искренней непосредственностью и незамутненным энтузиазмом проверяет на прочность социальные конструкции, стирая с них накипь иллюзий.
Причем, делает он это не только в универсальном ключе большой художественной традиции, одним из ярких кинематографических представителей которой является Форрест Гамп, но и с очевидным украинским акцентом. Благодаря этому фильм, который все время рискует скатится в узнаваемые штампы комедийных телешоу, сохраняет свою социальную иронию.
В прокате с 20 сентября
Режиссер фильма "Герой моего времени" Тоня Ноябрева на церемонии награждения Одесского кинофестиваля. Фото: ОМКФ
Лучшая актерская работа в полнометражном фильме
Анастасия Пустовит, "Когда падают деревья"
Евгений Бушмакин был одним из главных претендентов на победу в номинации "Лучшая актерская работа" — наряду с Натальей Половинкой, которая в фильме Никона Романченко "Тера" фантастически сыграла драму матери, чей сын не подает вестей с передовой. Фактически, эта картина, под завязку наполненная достаточно тривиальными документальными наблюдениями, оживала лишь тогда, когда самобытная актриса оказывалась в кадре. И приобретала благодаря ее одухотворенному экранному существованию осмысленность и нерв художественного кино.
Жюри Национального конкурса наградило призом Анастасию Пустовит, сыгравшую в фильме Марыси Никитюк "Когда падают деревья". Для меня это решение стало неожиданным, поскольку картина — мозаичная и многовекторная — предлагала сразу несколько более-менее равнозначных актерских работ, между которыми были распределены и эмоциональные акценты повествования, и, собственно, экранное время.
При этом, пожалуй, наиболее яркую и, вне всякого сомнения, самую непосредственную партию в ней исполнил ребенок. Соня Халаимова, в первую очередь, в силу возраста, смогла без особых утрат пройти крутыми порогами режиссерского стиля Марыси Никитюк, в котором неуютно сочетались натурализм и магический реализм, вполне оправдав своей игрой финал фильма, уводящий его в те фантастические миры, которые даже Эмиру Кустурице не снились.
В свою очередь Анастастия Пустовит играет истерическое нетерпение любви, сменяющееся депрессивным опустошением разочарования, за которым следует очередная вспышка агрессии, адресованная миру (вполне достойному неприятия) и самой себе.
"Дітки підуть, і все налагодиться", — комментирует эти эмоциональные эксцессы эпизодический персонаж — носитель народной мудрости, черно-юмористические вкрапления которой в художественную реальность картины удаются Марысе Никитюк лучше всего.
Молодая актриса с голливудской внешностью Хлои Грейс Мориц, широко распахнув глаза, без оглядки и с головой бросается в эмоциональный омут — в прямом и переносном смысле погружаясь в болото, созданное самобытным автором картины. Решительной истовостью она достигает индивидуального исполнительского триумфа (в ситуациях, в которых Соне Халаимовой достаточно просто быть собой). Но это самостоятельное свершение на пользу фильму, как художественному целому, все же, не идет. Лишь подчеркивая несовершенства его хаотичной конструкции, как яркая деталь мозаики, которая так и не сложилась.
В прокате с 13 октября.
Награды короткому метру
В Национальном конкурсе короткометражных фильмов были отмечены 4 ленты из 13, представленных в программе.
Триумф праздновала драма Марины Рощиной "В радости, и только в радости" — именно эта история молодой матери, которая не догуляла, пытается устроить личную жизнь, рассматривает сына, как обузу (что проявляется в проблемах социализации ребенка), но постепенно все же осознает его решающую значимость для себя, получила Приз жюри Национального конкурса лучшему короткометражному фильму.
Кадр из фильма "В радости, и только в радости"
Некоторый схематизм сюжетной конструкции — ожидаемый и вполне оправданный для короткой истории — сполна компенсирует талантливая актерская работа Светланы Либет, которая находит отличный контакт с ребенком. Они выстраивают документально достоверные, психологически точные взаимоотношения, отмеченные естественностью взаимодействий и реакций, потенциал которых сполна использует режиссер.
Специальными дипломами жюри Национального конкурса отметило еще две личные истории — документальную ленту "Связь" Жанны Озирной и анимационный фильм "О Марке Львовиче Тюльпанове, который разговаривал с цветами" Даны Кавелиной. Интимный характер этих лент, к слову, нашел свое воплощение и в их производственных качествах. К примеру, во время показа "Связи" на большом экране ощутимо проявила себя некоторая неряшливость работы со звуком, допущенная при создании ленты.
Подобный недостаток является логическим следствием интимной, дневниковой природы "Связи" — "годовалой" коллекции тщательно отобранного "домашнего видео" режиссера, разбирающегося во взаимоотношениях семьи — родителей, брата, его жены и их детей — во время клейки обоев (традиционно главного инструмента проверки отношений на прочность), дней рождений, общих встреч, поездок в село.
Кадр из фильма "Связь"
А также — специальных интервью, с помощью которых Жанна Озирна обращает вовне свои тревоги, поверяя "нормальностью" преимущественно неконфликтных, любящих, светлых ответов родных поиски собственной идентичности. То человеческое благородство, с которым близкие регулярно позволяют ей использовать себя для достижения этой цели, пожалуй, является главной приманкой картины.
Анимационная лента Даны Кавелиной о пожилом луганском обывателе, в размеренную жизнь которого вторгается война,тоже несет в себе черты "домашности". Ее кадры, взятые в отдельности, выглядят ученически примитивно, но в эффективном симбиозе с непрекращающимся, берущим за душу, интонационно детским закадровым рассказом приобретают по-хорошему наивный и художественно убедительный характер. Герои Даны Кавелиной предстают на экране переломанными куклами, воплощая трагедию вынужденных переселенцев, чьи семьи были разделены фронтом, и утверждая необходимость сохранять в сердце любовь.
Кадр из фильма "О Марке Львовиче Тюльпанове, который разговаривал с цветами"
Жюри Международной федерации кинопрессы FIPRESCI в Национальном конкурсе короткого метра своим дипломом отметило дебют Игоря Ганского "Магнитная буря".
Игорь Ганский максимально эффективно соединил игровое и документальное начала и с помощью минимальных производственных средств (других у него попросту не было) рассказал стремительную, свежую, подлинно короткометражную историю двух пожилых женщин, которые держатся от техники на уважительной дистанции и просят починить им радиоточку, "рационально" объясняя причины ее поломки.
Кадр из фильма "Магнитная буря"
Живописную зарисовку, действие которой целиком происходит в захламленной комнате, "украшенной" церковными календарями, недосказанными взаимоотношениями и размышлениями о магнитных бурях и компьютерных вирусах, контрастно оттеняют кадры знаменитого прыжка Феликса Баумгартнера из стратосферы и самокритичная авторская ирония, "вскрывающая" его нехитрый постановочный прием. Это нетипичное сочетание окончательно превращает "Магнитные бури" в по-настоящему смешное, исполненное универсального комедийного потенциала, кино.