Детский утренник супергероев: о фильме "Человек-муравей и Оса"
Семья, кванты, фокусы
О том, что именно семья — главное блюдо киноистории, режиссер Пейтон Рид заявляет с первых минут, представляя два параллельных сюжета о взаимоотношениях родителей и детей, которые в дальнейшем сплетаются воедино — при поддержке антагонистов, часть из которых тоже в своих интригах мотивированы семейными чувствами.
Гениальный физик Хэнк Пим (его играет Майкл Дуглас, с которого создатели картины уважительно сдувают пылинки) с дочерью Хоуп (Эванджелина Лилли), известной боевым прозвищем "Оса", мастерят фантастический агрегат для путешествий на квантовом уровне. Они хотят вернуть свою супругу-мать (Мишель Пфайффер), которая тридцать лет назад, выполняя ответственное правительственное задание, уменьшилась до запредельных размеров и затерялась где-то там, в миниатюрных квантовых мирах.
В это же время Скотт Лэнг (Пол Радд), он же "Человек-муравей", ранее своим примером доказавший, что из этих миров можно вернуться к "нормальному" размеру, безвылазно сидит дома. И развлекает дочь, которая приходит к нему на выходные, как только может: то покажет ей карточные фокусы, то смастерит для нее на чердаке масштабную халабуду. Даже выйти с девочкой на улицу за мороженым герою нельзя, поскольку уже второй год он пребывает под домашним арестом.
Почти эксклюзивно для "своих"
Как и в случае с другими фильмами студии "Марвел" последнего времени, авторы продолжения "Человека-муравья" не отягощают себя необходимостью детально напоминать "содержание предыдущих серий", рассчитывая на то, что зрители видели их, или, хотя бы, имеют некоторое представление о случившемся и характере взаимоотношений персонажей.
Глубина восприятия экранных событий, в итоге, во многом зависит от уровня зрительского фанатизма. И это — определенный риск для "самостоятельности" картины.
Заслуга авторов "Человека-муравья и Осы" в том, что известные фанатам детали истории, значимые для разворачивающейся тут и сейчас интриги, они все же вплетают в полотно сюжета. И — что важно — делают это более-менее естественно, чтобы открыть широкий доступ внутрь картины для всех.
Несколько уравнивает зрителей и то, что ближайшую предысторию экранных событий одинаково необходимо реконструировать и фанатам, и тем, кто случайно заглянул на фильм-огонек, — основываясь для этого на отдельных репликах персонажей. Пикировки Скотта с агентом ФБР, приставленным наблюдать за выполнением условий домашнего ареста, его выяснения отношений с Хоуп и доктором Хэнком Пимом прокладывают пунктирный маршрут, которым идет каждый, кто смотрит картину, уточняя собственные выводы благодаря байкам разговорчивого друга главного героя Луиса (Майкл Пенья).
Еще один рецепт, использованный авторами для объединения зрителей, заключается в том, чтобы наглым сюжетным поворотом обескуражить самих героев, поставив на их пути невиданного — а, временами, еще и невидимого — противника, который внезапно начинает гоняться за изобретенным доктором Хэнком Пимом устройством. Этот сюжетный узелок распутывать одинаково сложно всем без исключения, что убеждает: непонимание сути экранных событий — не грех, и не должно вредить удовольствию от просмотра.
Маленькие гиганты игрушечного мира
Особую значимость для того, что происходит в новой картине, несут приключения Скотта в оригинальном "Человеке-муравье" и ленте "Первый мститель: Противостояние". В первом фильме авторы обосновали концепцию "муравьиного" героизма, показав, как Скотт — мал, да удал — для свершения подвигов максимально уменьшался в размерах. Во второй ленте Человеку-муравью был дан шанс побыть уже "большим, да удалым" — гигантом, который благодаря чудодейственному костюму в размерах увеличивался.
Обе технологии изменения размеров героя — и связанные с их воплощением зрелищные сцены — активно представлены на экране, расширяя свое влиятельное присутствие по законам фильмов-продолжений, где всего должно быть больше — и фантастического действия на малом уровне квантовых частиц, и не менее фантастических свершений 25-метрового героя.
Подобные трансформации — по принципу "больше — меньше" — помногу происходят в картине еще и с предметами, с которыми взаимодействуют персонажи: многоэтажная лаборатория доктора Хэнка Пима легким движением руки превращается в своеобразный чемодан с ручкой, вместительный автомобиль — в миниатюрную игрушечную модель, а солонка, наоборот, резко увеличивается в размерах, закрывая преступникам путь к отступлению.
Нескончаемо многократное повторение такого эффектного приема (и правда, почему бы не пользоваться им максимально часто, если он впечатляет и дает искомый результат?) делает картину своеобразным фантастическим семейным путешествием в мир игрушек, который отличает детская непосредственность. Причем, подобное ощущение сохраняется и тогда, когда на экране действует герой, ставший гигантом: для него все пространство современного города оказывается игровой комнатой.
Не очень опасное зло
Картина "Человек-муравей и Оса" сохраняет свою светлую семейную атмосферу, несмотря на напряженный сюжет, который, потенциально, в любой момент может свернуть в темные подворотни некомфортных страхов и страданий. Наряду с игрушечной визуальной фантазией, фонтанирующей позитивными эффектами, этому способствует принципиальная позиция авторов ленты. Они сознательно минимизируют зло, с которым сталкивают героев и зрителей.
В фильме нет случайных жертв (тот же герой-гигант, способный одним неаккуратным движением причинить масштабные разрушения, в итоге, не проливает ни одной слезинки напуганного ребенка). И даже антагонисты-злодеи оказываются по-своему человечными — в том смысле, что ими движут хорошо понятные на бытовом уровне человеческие мотивы (для фантастической вселенной "Марвел" это достижение, пусть и не всегда очевидное). При этом персонажи, съедаемые страсть к обогащению и внутренней болью, не преступают черту глухой жестокости, ведущей к патологии и убийству.
Точно так же, в меру гуманно, ведут себя со злодеями герои. Подобное поведение обоих сторон художественного конфликта разительно отличается от тягучего трагизма, которым была пропитана недавняя лента "Мстители: Война бесконечности" (к слову, фильм, который вышел в прокат 26 апреля, в Украине посмотрели 1,1 млн. зрителей).
Вместе с тем второго "Человека-муравья" нельзя рассматривать своеобразным антидотом мраку "Войны бесконечности", поскольку действие картины происходит накануне жутких событий. Связь с ними представлена в финале, который студия "Марвел" традиционно снабдила двумя сценами — во время и после титров. Эти эпизоды, занося знак вопроса над судьбами героев, пожалуй, являются одними из наиболее темных сцен "Человека-муравья и Осы".
"Бесконечные" юмор и обаяние
И в то же время, даже они сохраняют заряд иронии, которым пропитана картина. Ее нетривиальный комедийный потенциал раскрывается сразу на нескольких уровнях. Режиссер Пейтон Рид активно использует для шуток возможности чудесного изменения размеров субъектов и объектов, строит комедийные сцены, мягко акцентируя на семейных, романтических и товарищеских взаимосвязи героев, а также — регулярно юмористически "искрит" в диалогах.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: От себя не убежишь: о боевике "План побега 2" с Сильвестром Сталлоне
Главным же проводником светлой комедии является исполнитель роли Человека-муравья и один из сценаристов ленты Пол Радд. Он воплощает образ добросердечного героя, который готов рискнуть свободой, чтобы помочь друзьям, одновременно с глубоким человеческим достоинством и налетом обыденной повседневности, что дает прочный фундамент для презентации курьезных ситуаций. Его максимально адекватное, естественное существование в кадре заставляет на два часа поверить в реальность стремительно развивающихся фантастических событий.
К слову, перед началом показа "Человека-муравья и Осы" в кинотеатре IMAX кроме обязательных трейлеров зрителям продемонстрировали фрагмент съемок боевика "Миссия невыполнима: Фолаут", в котором исполнитель главной роли и продюсер Том Круз объяснял, что самостоятельно выполнял все трюки, крутя пике за штурвалом геликоптера и прыгая по крышам, потому что зрители всегда могут отличить на экране, где — правда, а где — обман.
Опыт просмотра "Человека-муравья и Осы" доказывает обратное: визуальная ткань фильма-комикса максимально испещрена безупречными эффектами компьютерной графики, а сюжет — полон невообразимых кульбитов, которые делают из науки — магию. Однако, очевидная иллюзорность происходящего нисколько не снижает градус детского восторга от ленты.
"Луис" Заднепровский
Усиливают этот восторг и украинские кинематографисты, работавшие на студии Le Doyen над дубляжом картины. Особо стоит отметить интенсивную "вокальную партию" Назара Заднепровского, с энтузиазмом озвучившего друга главного героя Луиса, который говорит, не замолкая ни на миг, и несет ответственность за изрядную долю шуток ленты, рождаемых его словом и голосом. Украинский актер стал полноценным комическим соавтором колоритного персонажа.