Дебютные премьеры января: мюзикл о Мэри Поппинс и драма о Ван Гоге
Возвращение легенды
Мюзикл Роба Маршалла "Мэри Поппинс возвращается" для студии Disney обладает дополнительным значением, поскольку является не просто новой экранизацией популярных историй Памэлы Треверс о няне с волшебными способностями, которую приносит ветром спасать разладившуюся семью, но и продолжением классической музыкальной ленты 1964 года, известной и любимой несколькими поколениями зрителей.
Достойная замена
В оригинале титульную роль Мэри Поппинс исполнила Джули Эндрюс, для которой она стала дебютом в полнометражном кино, принесшим "Оскар". Поэтому студия с особым тщанием подошла к выбору актрисы на главную роль. Ее сыграла Эмили Блант, уверенно примерив и мастерски воплотив знаменитый образ, в котором в равной мере присутствуют строгость и нежность, педагогический прагматизм и детское волшебство.
Банки, кредиты и чудеса
Действие происходит во время экономической депрессии 1933 года в Лондоне. Дом вдовца Бэнкса (Бэн Уишоу) и его трех малых детей банк собирается забрать за долги. Пока герой беспомощно мечется в поисках спасения, маячащего в форме затерявшихся акций и прочих ценных финансовых документов, его детей — в их собственных попытках поправить ситуацию — сопровождает Мэри Поппинс, спустившаяся с небес на воздушном змее.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Развод в большом городе: о комедии "Я, ты, он, она"
Музыка вместо драмы
Для постсоветских зрителяй эмоциональную конкуренцию ленте может составить, скорее, не диснеевская классика, но телефильм Леонида Квинихидзе "Мэри Поппинс, до свидания", в котором роль "самого совершенства" сыграла Наталья Андрейченко. Впрочем, советская картина вчистую проигрывает голливудской размахом — по объективным обстоятельствам. 130-минутный мюзикл, возможно, чересчур зациклен на ностальгии, снижая драматический градус действия, но компенсирует это постановочной зрелищностью музыкальных номеров.
Песни, танцы и анимация
Они не всегда связаны с главным сюжетом, но всегда представляют выгодные возможности для
- синтеза коллективной "песни и пляски" с анимацией (в непосредственных волшебных сценах под водой и внутри фарфоровой чаши),
- колоритного дефиле зрелых звезд Мерил Стрип, Дика ван Дайка, Анджелы Лэнсберри
- и даже коллективных полетов на воздушных шарах.
Важная (а порой и центральная) роль в большинстве этих сцен отведена персонажу Лина-Мануэля Миранды — автор успешных бродвейских мюзиклов комфортно и даже несколько избыточно переносит свои сценические таланты в музыкальное кино.
Уроки делопроизводства
Главный же практический урок, который можно усвоить после просмотра светлой семейной ленты, совсем не волшебный, но от этого не менее значимый: "Всегда надежно храните оригиналы документов, особенно финансовых". Что удивительно, к схожему выводу можно прийти и в финале драмы "Ван Гог. На пороге вечности", в котором сообщают, что недавно рисунки знаменитого художника нашли в гроссбухе, непримечательно простоявшем на полке сотню лет.
Художник о художнике
Никто даже не подозревал, что в книге вместо обыденных приходов и расходов представлены удивительные эскизы. Режиссер ленты — и сам художник — не случайно акцентирует внимание на этом анекдоте, завершая им картину о последних годах жизни и творчества Ван Гога, чье самобытное мироощущение, отраженное на полотне, не находило позитивного отклика у современников. Им было так же сложно увидеть в его работах красоту, как обладателям гросбуха предположить наличие шедевров графики на его страницах.
Лаборатория творчества
История Ван Гога представлена коллекцией сцен, вполне ожидаемых в драме о художнике столь сложной судьбы. В ней находится место:
- весомым высказываниям о живописи и жизни (в том числе, на фоне черного экрана, чтобы ничего не отвлекало от слов),
- творческим дискуссиям — прежде всего с другом Полем Гогеном (Оскар Айзек),
- реконструкции процесса создания картин (в частности, стремительно написанного портрета мадам Жену и многочисленных пейзажей),
- каталогу конфликтов с окружающим миром, грустной кульминацией которых становится пребывание героя в психиатрической лечебнице.
В голове у Ван Гога
Новаторский подход, использованный Джулианом Шнабелем, заключается в том, что он не просто показывает зрителям творческую лабораторию Ван Гога, но и, фактически, помещает их внутрь его сознания, позволяя взглянуть на мир его глазами. Оператор-постановщик Бенуа Деломм использует для этого максимально субъективную камеру. Она дрожит, сбиваясь на крупные планы и туманя часть изображения. Она непостоянна, смотрит на мир под углом и, щурясь под лучами солнца, замирает, воспринимая природу. Рождая ощущение восторга и, одновременно, вызывая дискомфорт; собственно, как и полотна художника.
Расщепленное сознание
Этот дискомфорт усиливает и монтаж, запуская волны сумасшествия. Фильм, над сценарием которого трудился Жан-Клод Карьер, один из лучших киноавторов с сюрреалистической жилкой, оставляет многое за кадром и, тем самым, позволяет домысливать события, опираясь не только на показанное на экране, но и на знание, пусть и в общих чертах, биографии Ван Гога. Как следствие, возникает не самое привлекательное ощущение дрейфующего сознания: когда зрители одновременно прекрасно понимают, что именно произошло, и пребывают в болезненной неизвестности — взирая на ощетинившийся мир глазами героя.
Уиллем Дефо как произведение искусства
Отчасти снимает напряжение размеренная музыка Татьяны Лисовской. Но в первую очередь принять и пережить "расщепленную" ситуацию позволяет пронзительная игра Уиллема Дефо, воплотившего образ Ван Гога без особого портретного грима (его необходимость возникает разве что после того, как художник отрезает себе часть уха). Тревожный взгляд актера жжет огнем, а его скульптурное лицо, высеченное глубокими морщинами, — само по себе становится произведением искусства. На МКФ в Венеции, где состоялась премьера картины, актер получил Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль.