Будущее сферы закупок уже сегодня: что знают в Microsoft и McDonald's?

09.10.2019 19:11

Уверена, это важный вопрос, ответ на который поможет украинскому бизнесу и специалистам из сферы закупок, в частности, быстрее адаптироваться к новым требованиям времени.

На мой взгляд, существует два сценария развития будущего в сфере закупок:

Сценарий 1

В будущем закупками будут управлять крупные компании, такие себе, титаны закупок. Это, конечно, должно облегчить жизнь заказчикам. Но, как я считаю, так может уменьшиться узнаваемость брендов. Заказчика больше не будет интересовать конкретный бренд, а только компания, которой он будет доверять свои средства и через которую будет осуществлять закупки. А то, какие бренды в конце концов к нему придут — не будет иметь такого большого значения, как сейчас.

Подпишитесь на канал DELO.UA

Наибольший риск этого сценария — вопрос безопасности данных. Появление облачных решений и полная диджитализация — современные тренды, которые меняют мир и ставят перед ним новые вызовы. Поэтому, в будущем в приоритете будут те закупочные компании, которые смогут обеспечить своим заказчикам полную безопасность информационных данных. И, по моему мнению, эту задачу придется решать компаниям-заказчикам независимо от того, сбудется этот прогноз или нет.

Отмечу, что такой сценарий включает развитие аутсорсинга закупок. Передача закупочных функций специализированной компании — распространенная мировая практика. Как минимум, это удобно и выгодно. Такой вариант особенно подходит бизнеса, который не хочет держать большой закупочный департамент. Это происходит, когда закупки для компании — не основное направление деятельности.

Взять, например, IT. В этой сфере практически все закупки отданы на аутсорс. Так, в Microsoft один менеджер может управлять закупками сразу на двух-пяти рынках с помощью нескольких аутсорсинговых компаний. Технологический гигант отдал на аутсорсинг целый перечень самых закупочных функций. Таких как: транзакции для закупок, управления контрактами (полный цикл) и поддержка RFP-процесса.

Конечно, хорошо для Microsoft — хорошо и для других IT-компаний, даже небольших. И, в частности, для украинских. Так получилось, что IT-бизнес в Украине развивается настолько быстро, что времени на оптимизацию у него просто не остается. Сегодня в нашей стране сложилась ситуация, при которой большинство IT-компаний не готовы к быстрому росту именно из-за недостаточной развитости собственных систем управления. Частично это касается и закупок, которые, к тому же, отвлекают IT-компании от решения профильных задач и не дают им сосредоточиться на ключевых продуктах. Поэтому аутсорс закупок для них — самый адекватный вариант.

Сценарий 2

Суть так называемого сетевого (локализованного) сценария Networked, предусматривает сосредоточенность на возможностях внутри страны. Через политические моменты и следования популистским настроениям — такие страны, как Великобритания, США, Италия уже начали реализовывать этот сценарий. Основная его цель — развитие региональных сетей и местных производителей, защиту своих рынков. Специалистам из сферы закупок придется разбираться в том, чтобы быстро распознавать возможные мошенничество, коррупцию, исключить возможность приобретения товаров, использование сверхдешевой рабочей силы, чтобы не навредить своему бренду. А также этот сценарий включает максимальную прозрачность, так как все проблемы будут заметны в местной ячейке.

Со своими отличиями этот сценарий частично уже работает в гениальной бизнес-модели McDonald's. Эта американская корпорация, работающая в сфере быстрого питания, ориентирована на локальные продукты. Только здесь видим не зацикленность на собственной стране, а максимальное освоение рынков и местных производителей всюду, где присутствуют рестораны сети.

Почти 70% поставщиков "МакДональдз Юкрейн" — это украинские компании. Сотрудничество с местными предприятиями — часть глобальной стратегии McDonald's по локализации производства. Такой подход позволяет упростить процесс закупки и поставок, снизить себестоимость продукции и удерживать доступные цены. И что не менее важно, благодаря этому McDonald's делает значительный вклад в развитие украинских предприятий и местной экономики.

Как видим, оба сценария — так или иначе — уже находят свое отражение в мире и в Украине. Поэтому прогнозы, которые CIPS сделал вместе с ведущими учеными Ливерпульского университета и Института Аспена, принять во внимание стоит.

Но, по моему же мнению, ни один из вышеназванных вариантов будущего в сфере закупок не исключает друг друга. Они вполне могут развиваться параллельно, тем более, что предпосылки к этому мы уже видим.

Источник

Читайте также