А, поговорить: 10 правил удачной беседы
Несмотря на то, что ежедневно мы произносим тысячи слов, мало кто умеет по-настоящему хорошо вести беседу. Селеста Хедли, радиоведущая с многолетним опытом, рассказывает о 10 основных правилах правильного общения.
Она говорит, что самое важное в общении — уметь поддерживать баланс между говорением и слушанием. Это только кажется простой задачей — с ней не справляется большинство из нас. Мы часто слышим советы о том, нужно поддерживать зрительный контакт, заранее придумывать интересные темы для разговоров, смотреть, кивать, улыбаться, повторять фразы за собеседником, показывать свое внимание. Селеста утверждает, что все эти советы — бесполезная чушь. Нет смысла учиться демонстрировать внимание, если вы действительно внимательно следите за разговором.
Вспомните свои ощущения после приятных бесед. После них вы чувствуете причастность и вдохновение, иногда ощущаете, что наладили связь с человеком или что вас прекрасно поняли. Вы в силах сделать так, чтобы все беседы приносили такое удовольствие.
Кратко и по делу в Telegram
10 правил удачной беседы
1. Не делайте несколько дел одновременно. Это касается не только использования телефонов, но и всех остальных вещей, которые мы периодически вертим в руках. Не отвлекайтесь от беседы. Присутствуйте в разговоре. Не думайте о вашей ссоре с начальником. Не думайте о том, что приготовить на ужин. И если вы хотите встать и уйти, остановите разговор и уйдите. Нельзя присутствовать наполовину.
2. Не важничайте и не умничайте. Если вы хотите выразить свое мнение и вам не интересно мнение или аргументы окружающих на этот счет, тогда просто ведите блог. Помните, что каждый человек в чем-то разбирается лучше, чем вы.
3. Задавайте открытые вопросы. Действуйте, как настоящие журналисты. Начинайте свои вопросы со слов "что", "где", "когда" и "как". Если задать простой вопрос, вы получите простой ответ. Если спросить: "Были ли вы напуганы?" — собеседник будет реагировать на самое сильное слово в вопросе, в данном случае "напуганы", и ответом будет "да" или "нет". "Вы разозлились?" — "Да, разозлился". Пусть собеседник сам расскажет. Он лучше знает, что чувствовал. Спросите лучше: "Каково это было?", "Что вы почувствовали?". Собеседнику придется замолчать на секунду и действительно задуматься, и тогда вы получите намного более интересный ответ.
4. Плывите по течению. Вам в голову будут приходить мысли, и вам нужно научиться отпускать их. Часто во время интервью можно услышать, как гость несколько минут что-то рассказывает, а затем ведущий задает ему вопрос, не имеющий отношения к теме или на который гость уже ответил. То есть ведущий перестал слушать несколько минут назад, потому что придумывал этот невероятно умный вопрос и старался ни в коем случае его не забыть. И мы совершаем такую же ошибку. Мы разговариваем с нашим собеседником, а потом вдруг вспоминаем о ситуации, которая недавно произошла. Мы тут же перестаем слушать. Вам в голову будут приходить мысли и идеи. Пусть приходят, научитесь их отпускать.
5. Если вы чего-то не знаете, признайтесь в этом. Люди, работающие в эфире, прекрасно знают, что их записывают, поэтому они предельно осторожны в своих заявлениях и когда говорят, что в чем-то разбираются. Берите с них пример. Не рискуйте. Слова должны быть выверенными.
6. Не проводите параллели с опытом собеседников. Если они заговорили о потере близких людей, не начинайте приводить свои примеры на эту тему. Если они заговорили о проблемах на работе, не рассказывайте, как вы ненавидите свою. Все истории уникальны, нет одинаковых. Каждый опыт уникален. Что еще важнее, разговор идет не о вас. Не стоит использовать этот момент, чтобы доказать свою крутость или сколько вам пришлось выстрадать. Как-то Стивена Хокинга спросили о его IQ. Он ответил: "Не представляю. Те, кто хвастается своим IQ, — неудачники". Беседа — это не возможность разрекламировать себя.
7. Не повторяйте сказанное — это звучит снисходительно и утомляет. Мы часто этим грешим, особенно с коллегами и с детьми, чтобы "лучше" поняли. Для этого мы выражаем одну мысль разными словами. Не делайте этого.
8. Избегайте лишних деталей. Честно сказать, людям плевать на даты, имена, на все эти детали, которые вы судорожно пытаетесь вспомнить. Им все равно. Им интересны вы. Им интересно, кто вы такой, что у вас с ними общего. Забудьте о деталях. Опускайте их.
9. Это, пожалуй, самый важный пункт — слушайте. Бессчетное количество известных людей говорили, что умение слушать является самым-самым важным навыком из всех возможных. Перефразируя Будду: "Ничему нельзя научиться с открытым ртом". А Калвин Кулидж сказал: "Никого еще не уволили за то, что они много слушали".
Почему мы не слушаем друг друга? Во-первых, нам больше нравится говорить. Когда я говорю, я у руля. Мне не нужно слушать то, что мне не интересно. Я в центре внимания. Я повышаю самооценку. Но есть и другая причина: мы отвлекаемся. Средний человек говорит со скоростью 225 слов в минуту, а воспринимать на слух мы можем до 500 слов в минуту. Поэтому мозг самостоятельно восполняет недостающие 275 слов. Я понимаю, что требуются силы и энергия, чтобы следить за речью собеседника, но не делая этого, вы не беседуете. Вы просто выкрикиваете ничем не связанные предложения, находясь в одном месте.
Нужно слушать друг друга. Стивен Кови прекрасно подметил: "Многие из нас слушают не с целью понять собеседника, а с целью ответить".
10. Будьте краткими. Хороший разговор как мини-юбка: достаточно короткий, чтобы заинтересовать, но достаточно длинный, чтобы покрыть самое важное.
Все вышесказанное можно обобщить в один простой принцип: будьте внимательны к другим людям. Идите и говорите с людьми, слушайте их, и, самое важное, будьте готовы удивляться.
Читайте также: AQ: Искусство и наука блестящего делового мышления