А что там за рубежом: как в мире регулируют полеты дронов
Объем украинского рынка дронов, по мнению экспертов, оценивается в $1 млн в месяц. До июня текущего года этот рынок фактически никак не регулировался. С 1 июня в стране вступил в силу новый порядок использования воздушного пространства Украины, который среди прочего ввел и некоторые ограничения для беспилотных летательных аппаратов. В частности, согласно обновленному порядку, беспрепятственно летать (без предварительного получения разрешения на полеты) могут дроны весом до 2 кг на высоту не более 50 метров, а скорость полета не должна превышать 160 км/час. В случае использования дронов выше 2 кг пользователи должны будут получать разрешения у профильного ведомства. Представители рынка в целом не довольны принятым порядком, считая, что их рекомендации не были учтены при утверждении. На данный момент при Государственной авиационной службе действует рабочая группа, которая планирует до конца 2018 года утвердить правила использования дронов в Украине. Пока продолжаются перипетии в этой группе, novinki-tiande.ru выясняло как регулируется этот вопрос на уровне Евросоюза и в других странах.
Евросоюз
В середине июня Европарламент утвердил новые принципы ЕС для беспилотников и операторов дронов с целью обеспечить общий уровень безопасности полетов.
Правила призваны регулировать деятельность операторов дронов, а также их производителей. В настоящее время использование беспилотников весом до 150 кг в Евросоюзе регулируется национальными законодательствами, более тяжелых — общими авиационными правилами ЕС.
Согласно новым правилам, дроны должны быть спроектированы таким образом, чтобы их можно было эксплуатировать, не подвергая людей риску. Так, для минимизации риска, связанного с весом устройства или территорией полета, у дронов должны быть дополнительные функции, предусматривающие автоматическую посадку в случае, если оператор теряет контакт с дроном. Для того чтобы идентифицировать дрон в случае инцидента, должны быть созданы реестры дронов и их операторов. Кроме того, операторы должны уметь управлять дронами. "Это означает, что некоторым операторам беспилотных летательных аппаратов потребуется пройти обучение, прежде чем они смогут управлять", — отмечается на сайте Европарламента.
Еврокомисии было поручено разработать более подробные правила использования дронов, которые будут включать высоту и дистанцию полетов, требования к сертификации продукции, а также прописывать обязанности операторов. В ЕС ожидают, что к 2050 году индустрия дронов создаст 150 тыс. новых рабочих мест, а уже через 10 лет отрасль займет 10% авиационного рынка ЕС (около 15 млрд евро в год).
Германия
Из-за роста использования дронов, Минтранс Германии в прошлом году одобрил порядок, который регулирует полеты этих устройств.
Согласно правилам, дроны поделили на два типа — те, которые используются для развлечений и те, которые применяются в бизнесе, армии или экстренных службах. И для той и для другой категории, если вес устройства превышает 250 грамм, власти предусмотрели маркировку — обязательное указание адреса и имени владельца. Это сделано для того, чтобы в случае падения или столкновения дрона было понятно, кто будет компенсировать убытки.
Для того чтобы управлять в Германии дроном весом выше 2 кг, нужно подтвердить свою квалификацию. Это может быть, к примеру, лицензия пилота или права, выдаваемые в летных школах. Их можно получить с 16 лет.
Без получения разрешений от регуляторных органов можно управлять дронами весом до 5 кг и только днем. Если вес выше, или полеты планируется осуществлять ночью — нужно получать разрешение от местных авиационных властей.
Однако в Германии предусмотрен и ряд запретов на съемки с дронов. Так, в стране запрещено снимать работу полицейских и спасательных служб, больницы, аэродромы, собрания людей, промышленные объекты, госучреждения и заповедники. В жилой зоне беспилотники можно запускать только над своим участком, над чужими — запрещено (исключение — наличие согласия на полет от владельцев участков).
Ограничения на полеты местные власти объясняют увеличением количества дронов (по прогнозам, до 2020 года в стране будет продан 1 млн беспилотников) и, в связи с этим, ростом риска аварийных ситуаций в воздухе. Так, в 2016 году квадрокоптер едва не стал причиной авиакатастрофы в Германии. Беспилотник пролетел на расстоянии всего 10 метров от самолета, который выполнял рейс из Франкфурта-на-Майне в Мюнхен. На тот момент лайнер был на высоте 1,7 км, на его борту находилось 114 пассажиров. По мнению экспертов, если бы беспилотник попал в один из двигателей самолета — это могло бы стать причиной пожара. Во избежание подобных ситуаций авиаслужбы Германии создали специальное приложение, которое показывает радиус и расстояние для возможного запуска дронов, а также запрещенные для полетов места.
Польша
В соседней Польше полеты дронов регулирует Управление гражданской авиации. Дроны делятся на так назваемые "летающие модели" (устройства, используемые для развлекательных и спортивных целей) и беспилотные летательные аппараты (используются в коммерческих целях). Без разрешения использовать дроны в этой стране можно, если их масса не превышает 25 кг, если полет происходит в пределах видимости, и его высота не превышает 150 м над землей. Кроме того, полет дрона должен осуществляться за пределами центральных частей городов и запрещенных объектов. К ним относятся аэропорты и морские порты, инфраструктурные объекты, а также банки, музеи, государственные архивы и другие. При этом отдельные правила действуют для дронов, которые используются в правоохранительной деятельности, при тушении пожаров, при эвакуации во время чрезвычайных происшествий и во время другой, общественно значимой деятельности. За нарушение правил полетов беспилотниками пользователям не только грозят штрафы, их может ждать более суровое наказание — 5 лет лишения свободы.
США