А были ли дети? О комедии "11 детей из Моршина"
Выходит продюсер
"11 детей из Моршина" по праву можно назвать украинским продюсерским кино. Причем на первостатейную роль продюсера в создании ленты всем, кто не знаком с ее производственной историей, категорично указывают уже стартовые кадры, сообщающие, что фильм представляет Сергей Лавренюк.
Создание комедии с курьезным заголовком, недвусмысленно намекающим на голливудскую трилогию о "друзьях Оушена" Стивена Содерберга, мутировавшую в украинском климате в историю о "моршинских детях", во имя светлой цели грабящих торговый центр, он анонсировал в декабре 2017 на Зимнем кинорынке ОМКФ.
Сделано это было сразу после триумфа продюсированной Сергеем Лавренюком комедии "DZIDZIO Контрабас". Тогда в кинотеатрах ее посмотрели 311 тыс. зрителей, а 22 млн грн кассовых сборов позволили создателям ленты сразу же получить прибыль, что было событием неслыханным для украинского кино.
Новогодний прокат и борьба с пиратством
Новый фильм должен был повторить успехи "DZIDZIO Контрабаса", собрав в кинотеатрах и молодежь, и семейную аудиторию (герои "11 детей из Моршина" даже шутят про "DZIDZIO Контрабас 2"). Его планировали выпустить в прокат 29 ноября 2018 года, но позднее дату старта передвинули на новогодние праздники.
Это было рациональным коммерческим решением, ведь на Новый год в кинотеатрах успех получают даже те фильмы, которые в иных условиях могут на него рассчитывать в меньшей степени. Недаром украинские комедии "Секс и ничего личного" и "Я, ты, он, она", которые изначально планировали сдать в первом полугодии 2019 года, тоже поспешили организовать свои премьеры на зимние праздники.
При этом продвижение "11 детей из Моршина" началось весьма заранее и очень оригинально — многочисленные исполнители ролей картины и ее режиссер записали ролик Украинской антипиратской ассоциации, призывая зрителей не поддерживать "пиратов", который кинотеатры демонстрировали перед сеансами. Насколько подобная презентация помогла фильму — покажет прокат.
Скандал и патриотизм
Не обошел ленту стороной и скандал, вполне в духе "промышленного" кино и менее характерный для поглощенного самосозерцанием украинского авторского кинематографа. Сценарист Владимир Нагорный обвинил Сергея Лавренюка в использовании для создания "11 детей из Моршина" его идей и разработок, а Сергей Лавренюк, в свою очередь, эти обвинения категорически отверг (сценарий ленты писали Иван Тимшин, Аркадий Непиталюк и Андрей Негрескул).
Режиссер Аркадий Непиталюк и продюсер Сергей Лавренюк в первый день съемок "11 детей из Моршина"
Примечательна комедия и тем, что она выиграла конкурсный отбор кинопроектов патриотической направленности, который в 2018 году провело Министерство культуры. И даже стала первым фильмом, получившим такое "патриотическое" финансирование от правительства, вышедшим на экраны кинотеатров.
Сумма, выделенная государством на создание "11 детей из Моршина", составила 70% бюджета картины — 10,5 млн грн из 15 млн грн. Так что экономические риски продюсера, задумавшего коммерческое кино и удачно воспользовавшегося возможностью получить при этом государственную поддержку на свою затею, в итоге оказались относительно невелики.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Дебютные премьеры января: мюзикл о Мэри Поппинс и драма о Ван Гоге
Детский КВН, который Стивену Содербергу и не снился
Производственные истории вокруг да около "11 детей из Моршина", по-своему, пожалуй, даже более интересны, чем те события, которые демонстрируют на экране. Стремительная лента длится чуть более 80 минут, три из которых составляет финальный видеоклип Сергея Бабкина, и представляет собой коллекцию сцен, стянутых на живую нитку закадровыми объяснениями главного героя — в фильме не только показывают, но и очень много говорят.
Разговорчиво вводящий зрителей в курс дела герой (Александр Пискунов) когда-то руководил детским театральным кружком и был главой фонда "Дети Моршина", а потом — сел в тюрьму по ложному обвинению в краже благотворительных средств. Выйдя на свободу, он организовывает аферу, чтобы поквитаться с директором торгового центра (Елена Лавренюк), виновной в преступлении.
Дети же, количество которых, кажется, никогда не кратно одиннадцати, отвлекшись от репетиций "Снежной королевы", своим энтузиазмом скорее мешают, чем помогают ему. Юмор, который рождают их действия и реплики, сами они характеризуют, как "детский КВН" и эта "детскость" пропитывает все элементы картины, проявляясь в "говорящих" фамилиях, громогласных пародиях интонаций Олега Ляшка и образах, граничащих с карикатурой.
Калейдоскоп знаменитостей
Это создает из ленты, использующей не только "отголоски" названия, но и отдельные повествовательные элементы "11 друзей Оушена", достаточно странный жанровый коктейль, в котором робкие попытки достигнуть внутренней непротиворечивости и даже некоторой реалистичности, осуществляемой героем аферы, категорически пресекаются, уступая место приблизительности ее восторженного, заплетающегося пересказа.
На съемках "11 детей из Моршина"
Разыгрывает этот пересказ сонм украинских знаменитостей. Если "DZIDZIO Контрабас" двигала вперед самобытная исполнительская природа Михаила Хомы, то "11 друзей из Моршина" является результатом коллективных усилий:
- звезд эстрады Сергея Бабкина и Леры Дидковской из группы "Open Kids",
- телеведущих Александра Скичко и Ольги Фреймут,
- Гарика Корогодского, самобытно исполнившего роль злодея,
- Ады Роговцевой, Людмилы Смородиной, Людмилы Ефименко, Владимира Горянского, Виталины Библив и Леся Заднепровского, расцветивших отдельные ее эпизоды.
Главные женские роли в картине исполнили Ксения Жданова (возлюбленная героя, которая, как и положено возлюбленной, широко и обиженно распахивает глаза) и Евгения Лавренюк (антагонистка, нервно втягивающая щеки в манере Киры Найтли) — она старательно пытается создать психологически глубокий образ, раскрыть который оказывается невозможным из-за сюжетного мелководья.
Семейное кино как игра в кино
Сергей Лавренюк тоже появляется на экране, превращая ленту в семейное кино во всех возможных смыслах этого словосочетания. Продюсер с уверенной неподвижностью воплощает роль продюсера, которого главный герой рекомендует зрителям как продюсера фильма, который они смотрят.
Беспечная, добродушно ироничная откровенность, с которой эту информацию сообщают с экрана, окончательно лишает картину даже намека на серьезность, а подтрунивание авторов "11 детей из Моршина" над собой становится своеобразным противоядием от язвительной критики. Аркадию Непиталюку удается создать атмосферу столь естественной наивности, что ее обаяние позволяет получить определенное удовольствие от просмотра фильма, не закрывая глаза на его недостатки.
Так происходит, к примеру, в ситуации восприятия показательно экзотического образа юного гуцула, который путешествует по современной жизни в национальном костюме с трембитой наперевес — моршинским аналогом чеховского ружья, которое по художественным законам обязательно должно "выстрелить".